Андрей Смирнов
Время чтения: ~25 мин.
Просмотров: 0

Виктор гусев: биография, семья, телевизионная карьера и съемки в кино

Личная жизнь

Виктор Гусев давно женат. В браке с Ольгой Домрачевой родились дочери Юлия и Нина и сын Михаил, который любит футбол, легкую атлетику и хоккей. В семье традиция – давать мальчикам имена Михаил и Виктор. Так повелось еще со времен прапрадеда, а дед телезвезды – автор сценария к комедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух» с Мариной Ладыниной и Владимиром Зельдиным.

Виктор Гусев с женой

Телеведущий предпочитает проводить те немногие свободные часы, которые выпадают в напряженном рабочем графике, с женой и детьми. Сам Гусев болеет за московское «Динамо» и за английский «Манчестер Юнайтед». Виктор может пожертвовать просмотром матча в пользу музыки. Как истинный меломан, он не скачивает полюбившуюся композицию из Интернета, а покупает традиционные диски и пластинки.

27 октября 2015 года комментатор стал гостем телепередачи «Наедине со всеми», где рассказал о личной жизни и о тех частях биографии, которые не связаны со спортом и комментированием: об обучении иностранным языкам, участии в боевых действиях, спасении моряков в Антарктиде и других малоизвестных событиях.

Виктор Гусев в телепередаче «Наедине со всеми»

Виктор – защитник животных. У журналиста всегда были домашние питомцы, из породистых – только одна бернская овчарка, подаренная Ольге на день рождения. Прочих кошек и собак приходилось спасть от голода и холода.

О телеведущем можно узнать из «Инстаграма» Виктора Гусева, где, впрочем, чаще публикуются рабочие фото, чем семейные. Звезда экрана – мужчина заметный в прямом смысле: рост комментатора – 188 см. Данных о весе нет, но Виктор рассказывал, что, участвуя в реалити на необитаемом острове, за 3 недели похудел на 12 кг. К слову, в подобных шоу Гусев получал довольно тяжелые травмы. Даже бороду стал носить после того, как разбил подбородок, упав со скалы, но тяги к острым ощущениям это не уменьшило.

Виктор Гусев с женой и дочерью

Личного обаяния и харизмы Виктора Михайловича хватает, чтобы исполнять в кино камео. Партнерами Гусева-актера становились Алексей Кравченко и Олег Тактаров в боевике «Мужской сезон: Бархатная революция», Павел Деревянко и Светлана Ходченкова в комедии «Ржевский против Наполеона». Участвовал он и в съемках популярного сериала «Молодежка», байопика «Чемпионы», засветился в первых сезонах ситкома «Воронины».

Музей на чердаке

Чердак – это любимое пространство Виктора Гусева. Он может проводить там целые дни. Здесь находится личный музей спортивного комментатора, в котором хранятся памятные журналы, старинные книги и фотографии. Кроме того, на стеллажах размещена коллекция дисков и пластинок, насчитывающая более тысячи экземпляров.

Интерьер чердачного помещения абсолютно отличается от остальных комнат в доме. Стены и потолок обшили вагонкой и покрасили в белый цвет. Такое решение визуально увеличило пространство, поскольку свет сюда проникал лишь через небольшие оконные проёмы в скатной крыше.

Пол из дерева покрасили в голубо-белый цвет, дополнили морскую тематику диван с обивкой насыщенного синего оттенка и мягкая столешница уголка, обитая тканью в аналогичной гамме.

ФОТО: museblog.ruНа поверхности опорной колонны устроили выставку памятных наград и грамот телеведущего

У Виктора Гусева есть ещё одно рабочее место на первом этаже. Письменный стол выглядит, как старинный сундук, даже ящики и ручки перетянуты кожаными ремнями и украшены декоративными гвоздиками. Его изготовили местные мастера по индивидуальному эскизу.

ФОТО: museblog.ruСтаринная лампа досталась Виктору Гусеву в наследство от знаменитого деда

Биография

Родился 2 мая 1918 года в Мариуполе в казачьей семье. В 1932—1936 годах учился в Гомельском музыкальном техникуме. В 1936—1937 годах был студентом МГУ. С 1937 по 1941 год учился в МИФЛИ им. Н. Г. Чернышевского. Принимал участие в Великой Отечественной войне.

В 1945—1946 годах работал референтом и редактором Всесоюзного лекционного бюро при Министерстве высшего образования СССР. В 1946—1955 годах работал в Челябинском государственном педагогическом институте на должности преподавателя, старшего преподавателя, заведующего кафедрой литературы, в 1952 году защитил кандидатскую диссертацию «Очерки по истории революционно-демократической фольклористики». В 1955—1969 годах работал в Институте русской литературы АН СССР учёным секретарём и старшим научным сотрудником сектора народного творчества, защитил докторскую диссертацию «Марксизм в России и изучение духовной культуры народных масс (конец XIX — начало XX вв.)». В 1969—1980 годах был проректором по научной работе Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, заведовал секцией фольклора научно-исследовательского отдела. В 1971 году получил звание профессора. В 1979—1997 годах был профессором-консультантом ЛГИТМиК, в 1997—2002 годах — профессором-консультантом сектора фольклора РИИИ на общественных началах.

Автор научных трудов по славянской фольклористике. В 1947—1955 годах проводил научные экспедиции по Южному Уралу, в ходе которых изучал устное народное творчество. По результатам экспедиций издал книгу «Русские народные песни Южного Урала». Среди его учеников и последователей Л. А. Глинкина, В. А. Караковский, А. И. Лазарев, А. А. Сазанова.

Гусева

  • Гусева, Алёна Сергеевна (род. 2000) — российская футболистка.
  • Гусева, Глафира Николаевна (более известна под псевдонимом Галина Галина; 1870—1942) — русская поэтесса, эссеистка, переводчица.
  • Гусева, Екатерина Константиновна (род. 1976) — российская актриса.
  • Гусева, Елена:
  • Гусева, Елена Владимировна (1968) — советская и российская самбистка и дзюдоистка.
  • Гусева, Елена Ивановна (1793—1853) — российская актриса.
  • Гусева, Ирина Михайловна (род. 1972) — председатель Волгоградской городской думы с 2013.
  • Гусева, Клара Ивановна (в замужестве Нестерова; 1937—2019) — советская конькобежка.
  • Гусева, Марина Евгеньевна (также Романько и Нечаева; род. 1986) — российская шахматистка.
  • Гусева, Надежда Фёдоровна (1922—1944) — гвардии старшина медицинской службы РККА.
  • Гусева, Наталья:
  • Гусева, Наталья Владимировна (род. 1982) — российская биатлонистка.
  • Гусева, Наталья Евгеньевна (в замужестве Мурашкевич; род. 1972) — советская актриса, прославившаяся ролью Алисы Селезнёвой.
  • Гусева, Наталья Романовна (1914—2010) — российская писательница, востоковед-индолог, историк и этнограф.
  • Гусева, Оксана Михайловна (род. 1989) — российская пловчиха.
  • Гусева, Ольга Александровна — российская пловчиха.
  • Гусева, Хиония Кузьминична (1881 — после 1917) — террористка.
  • Гусева, Элина Александровна (род. 1964) — советская гандболистка.

Примечания

  1. . Московский комсомолец (23 октября 2015).
  2. . Собеседник (27 июля 2014).
  3. ↑  (недоступная ссылка). Glamour (22 февраля 2014). Дата обращения 27 марта 2015.
  4. . Собеседник (4 июня 2012).
  5. . Советский спорт (8 августа 2007).
  6. . Спорт-Экспресс (27 декабря 1998).
  7. . Антенна-Телесемь (16 марта 2000).
  8. . Газета.ру (19 марта 2000).
  9. . Красная звезда (27 февраля 2001).
  10. . Сборная России по футболу (1 марта 2013).
  11. . Спорт-Экспресс (23 октября 2015).
  12. . Аргументы и факты (29 мая 2002).
  13. . Sports.ru (6 декабря 2018).
  14. . Антенна-Телесемь (22 мая 2004).
  15. . Новая газета (16 мая 2002).
  16. . Итоги (15 июня 2004).
  17. . Газета.ру (2 июня 2008).
  18. . Труд (2 июня 2008).
  19. . Чемпионат.com (27 апреля 2012).
  20. . Теле-Спорт (2000).
  21. . Телеобъектив (15 июня 2000).
  22. . Советский спорт (20 мая 2006).
  23. . Спорт-Экспресс (2 июля 2010).
  24. . sports.ru (3 июня 2014).
  25. . ТАСС (23 мая 2016).
  26. . Московский комсомолец (28 июня 2018).
  27. . Труд (8 июня 2006).
  28. . Спорт-Экспресс (5 июня 1998).
  29. ↑ . Советский спорт (27 апреля 2015).
  30. . Чемпионат.com (22 мая 2012).
  31. . РИА Новости (22 мая 2012).
  32. . Новая газета (20 мая 2015).
  33. ↑ . Чемпионат.com (21 декабря 2011).
  34. . Первый канал (9 февраля 2002).
  35. . Российская газета (28 февраля 2006).
  36. . Informatio (8 февраля 2010).
  37. . Московские новости (20 октября 2013).
  38. . Sports.ru (28 января 2014).
  39. . Советский спорт (4 августа 2004).
  40. . Чемпионат.ру (3 августа 2008).
  41. . Деловой Петербург (13 июля 2012).
  42. . Московский комсомолец (12 августа 2016).
  43. . Радио Свобода (21 сентября 2003).
  44.  (недоступная ссылка). Дата обращения 5 июля 2014.
  45. . Комсомольская правда (24 апреля 2003).
  46. . Труд (18 февраля 2010).
  47. . Первый канал (27 октября 2015).
  48. . Комсомольская правда (18 апреля 2003).
  49. . Международный объединённый биографический центр.
  50.  (недоступная ссылка). Anadyr (29 мая 2012). Дата обращения 2 октября 2016.
  51. . Московские новости (24 сентября 2004).
  52. . Московский комсомолец (20 ноября 2006).
  53. . Российская газета (15 декабря 2015).
  54. . Прессбол (29 мая 2014).
  55. . Советский спорт (3 марта 2008).
  56. . dp.ru (8 июня 2004).
  57. . Чемпионат.com (4 июня 2008).
  58. ↑ . Питомцы (3 августа 2017).
  59. . Советский спорт (13 июня 2010).
  60. . Экспресс-газета (14 апреля 2008).
  61. . Копейский рабочий (22 октября 2013).
  62. . Парламентская газета (27 июля 2016).
  63. . Комсомольская правда (16 августа 2017).
  64. . Meduza (29 марта 2016).
  65. . Sports.ru (26 марта 2016).
  66. . Российская газета (23 октября 2007).

Биография


Владимир Путин и главреды газет «Известия», «Комсомольская правда», «Труд» и «Московский комсомолец», 2002 год

Родился 4 апреля 1949 года в Москве. Дед по линии отца — Павел Николаевич Гусев — был комиссаром чапаевской дивизии (после Фурманова); репрессирован в 1937 году, и с протоколами его допросов Гусев ознакомился только в 2012 году. Отец — военный переводчик, ставший после демобилизации главным редактором «Внешторгиздата». Мать — из еврейской семьи, театральный работник, занимавшаяся созданием костюмов актёров.

В 1971 году окончил Московский геологоразведочный институт им. С. Орджоникидзе, а 1975 году — аспирантуру того же института. В 1986 году заочно окончил литературный институт имени А. М. Горького по специальности «литературный работник».

В 1971-1974 годах — младший научный сотрудник в Московском геологоразведочном институте.

В 1975 году стал вторым, а с 1976 года — первым секретарём Краснопресненского районного комитета ВЛКСМ Москвы.

В 1980 году был назначен ответственным организатором международного отдела ЦК ВЛКСМ.

С 1983 года — главный редактор газеты «Московский комсомолец» («МК»), которую приватизировал девять лет спустя. Под руководством Гусева «Московский комсомолец» в начале 1990-х превратился в одну из самых популярных газет страны. В 1991 году П. Н. Гусев утверждал, что «…главные редакторы и руководители прессы всегда будут подбираться по политическим или административным соображениям». В 1992 году, сохраняя пост главного редактора «МК», занимал пост министра в правительстве Москвы, руководил департаментом по делам печати и информации, что являлось нарушением действующего законодательства. С 2006 года — председатель комиссии общественной палаты по коммуникациям, информационной политики и свободы слова в СМИ.

С января 2006 года — председатель комиссии общественной палаты Российской Федерации по поддержке средств массовой информации как основы гражданского общества, обеспечению свободы слова и доступа к информации. 27 марта 2013 года, после резонансного конфликта с думской фракцией «Единая Россия» из-за опубликованной в «МК» статьи Г. Янса «Политическая проституция сменила пол», на съезде союза журналистов Москвы единогласно переизбран его председателем.

10 июля 2013 года поддержал законопроект об ужесточении уголовной ответственности за насилие в отношении журналистов, приравнении деятельности представителей СМИ к деятельности сотрудников правоохранительных органов. В декабре 2013 года по требованию губернатора Подмосковья А. Воробьёва Гусев вынужден был оставить пост председателя общественной палаты Московской области из-за публикации в «МК» статьи Александра Минкина «Милостивый государь», посвящённой помилованию В. Путиным бизнесмена Михаила Ходорковского. Статья была удалена с сайта газеты, но её можно прочесть в рунете.

В мае 2016 года включён в санкционный список Украины Петром Порошенко, ему запрещён въезд на Украину.

«Спартак» организационно опередил другие клубы в 90-е годы

— Вы брали интервью у звезд различных величин, начиная с разговоров с Бобби Муром и заканчивая Львом Яшиным и Пеле. Какое из них самое памятное?

— С Бобби Муром было ужасное интервью. Был 1992-й год, чемпионат Европы в Швеции, передо мной легендарный футболист сборной Англии. На мои вопросы о будущем футбола он отвечал очень тускло, я не знал тогда, что через 5 месяцев он умрет от рака, а Бобби Муру о болезни уже было известно. Поэтому это было самое грустное для меня интервью в моей карьере. А все остальное было весело, как и должно быть. С Марадоной, Пеле, да с кем угодно, с Солскьяером, например. Я у него спросил, как вообще вас называть, Сульшер, Солскьяер или еще что. Он говорит, называйте как вам угодно, у меня уже столько всяких имен, что даже родители не знают правильного произношения (улыбается).

— Недавно исполнилось 18 лет с момента рокового гола Шевченко в ворота Филимонова. Вы тогда были пресс-атташе сборной.

— Я был пресс-атташе сборной в 1998 году, но, правда, у Бышовца. Когда команда проиграла пятый матч подряд, его убрали, а я ушел обратно на свою работу. Всегда совмещал эту роль, но с Романцевым мы сработались перед чемпионатом мира в 2002 году, когда меня вновь пригласили на должность пресс-атташе. А тот матч с Украиной я комментировал, и это было ужасно. Если вы вспомните, ситуация была такая, что победа выводила нас сразу на чистое первое место. Когда сыграли вничью, то украинцам еще пришлось играть стыковые матчи, где они проиграли и тоже не попали на итоговый турнир. Все было в наших руках, и вот досадная ошибка начиная с того момента, как Смертин нарушил правила. Тогда в группе была повержена Франция 3:2, были достойные матчи и с Бышовцом, когда проиграли тем же французам в Москве 2:3, команда была хорошая. Я смотрю на состав с Украиной, и там Аленичев, Тихонов, Титов, Смертин, Онопко, сейчас нам такая сборная (оглядываясь по сторонам), — никто там не слушает? (улыбается) — даже не снилась.

— Перед ЧМ-2002 года, отвечая на вопрос о составе сборной России, вы сказали: «Ставка на чемпионате мира очень велика, по сути, на кону тренерская карьера Романцева». В 2003 году Романцев закончил со «Спартаком» и почти совсем с футболом. Угадали?

— Нет, я имел ввиду обычную судьбу любого тренера. Если команда под твоим руководством проигрывает на чемпионате мира, то ты должен уйти, автоматом. У нас это сопровождается сильной эмоциональной реакцией и каким-то плачем. А на Западе это естественная вещь. Ты проиграл — уступи место другому, и тренеры уходят с гордо поднятой головой. Да и к тому же я знал, что Романцев, если проигрывает, то уходит сам. А вот что потом случилось в «Спартаке»? Наверное, уже пришло время каких-то других людей, не знаю. Эра Романцева была своеобразная, когда «Спартак» подряд выигрывал чемпионства, он там был и тренером, и президентом. Это время уже прошло и сейчас идет разделение функций. Во-вторых, тогда не было сильного ЦСКА, «Зенита». «Спартак» организационно опередил другие клубы в 90-е годы и за счет этого выигрывал. А потом остальные подтянулись.

«Елагин играл «Дядю Ваню», а я сидел на первом ряду и рыдал»

— Тяжело перестраиваться с футбола на хоккей?

— Комментировал футбол, хоккей и всякие церемонии открытия, закрытия, жеребьевки и так далее. Что касается футбола и хоккея, я считаю, главная разница заключается в том, что футбол, в принципе, можно комментировать в одиночку. В хоккее такое невозможно, обязательно нужен сокомментатор и, может, даже третий комментатор. Потому что, если ты называешь фамилии всех игроков, следишь за полетом шайбы, ты физически не успеешь увидеть, что тренер снял с игры четвертую пятерку или перевел центрального нападающего в первую тройку. Это невозможно, хоккей — очень стремительная игра, здесь должно быть минимум два человека.

— Вы в своем роде уникальный комментатор, способный на одном уровне отработать и в футболе, и в хоккее. Почему у нас почти нет таких же?

— Я не уникальный, это совершенно обычная советская традиция. Все комментаторы старшего поколения, начиная с Озерова, комментировали, и футбол, и хоккей. Да, они в основном не комментируют другие виды спорта, те же лыжи, баскетбол, но футбол и хоккей в комментаторской работе всегда шли рука об руку. Это ведь в чем-то смежные виды спорта. Не зря в советские годы были спортсмены высокого уровня, которые играли и в футбол, и в хоккей. Я уж не говорю о русском хоккее, бенди, где были великие футболисты. Например, Валерий Маслов, недавно умерший московский «динамовец». Он проводил сезон на футбольном поле, а зимой играл за сборную по хоккею с мячом и был многократным чемпионом мира.

— В последние лет 10 появился штамп «комментатор федерального уровня». Что это такое и откуда это пошло?

— Наверное, все дело в том, что раньше мы все были таковыми. Потому что было два канала, слушали Озерова, и все были федеральными. Позже стали появляться специализированные спортивные каналы и почему-то те, кто работает на платных каналах, стали называть себя «не федеральными». Может, это и имеет какой-то смысл под собой, потому что у этих меньше аудитория. Поэтому и пошло такое разделение. Но оно мне кажется условным, поскольку человек хорошо работающий на платном футбольном канале, спокойно откомментирует тот же матч на другом. Просто надо отработать на федеральном канале и ты становишься федеральным комментатором (улыбается).

— В свое время вы отмечали, что самым эмоциональным, живым комментатором России является Елагин. Сейчас кого выделите?

— Это был 2002—2003 год. Елагин хорошо комментирует, тот же английский футбол, он настоящий журналист, в том смысле, что следит за историей чемпионатов мира и Европы, выпускает книги на эту тему и очень хорошо подготовлен. Он очень хороший актер: единственный раз, когда я плакал в театре, это было на его спектакле, когда он играл «Дядю Ваню». Я сидел на первом ряду и рыдал. Все это создает образ и манеру хорошего комментатора, мне это нравится.

— Какие есть проблемы у нынешних комментаторов? Геннадий Орлов говорил о нехватке знания русского языка, например.

— Ну видите, видимо, у всех людей с птичьими фамилиями эта точка зрения, ведь я тоже отмечал, что именно знаний русского языка не хватает (смеется).

«Трансляции на татарском? Это очень хорошо, если есть спрос»

— Пара вопросов о хоккее. Матчи сборной вы регулярно комментируете. Почему наша команда порой блещет в Евротуре и ЧМ, но проваливается на Кубках мира и Олимпиаде?

— Хоккей вообще нельзя сравнивать с футболом. Ну как можно говорить, что мы проиграли Олимпиаду или Кубок мира, когда мы всегда где-то рядом, в тройке или претендуем на первое место? При этом именно наши игроки диктуют моду в НХЛ, в футболе и близко такого нет! Поэтому сравнивать эти два вида спорта совершенно неправильно. Не знаю, возможно, из-за традиций или меньшей конкуренции, хотя, считаю, это сомнительный тезис, но в хоккее мы удерживаем очень сильные позиции, в футболе — нет.

— Не слишком ли большой перекос финансовыми вливаниями создан по отношению к СКА и ЦСКА в КХЛ?

— В случае с «Зенитом» я говорил и здесь тоже скажу, что должна быть какая-то общая политика в КХЛ, как это существует в НХЛ, которая не выпячивает отдельные клубы. И чем более четко будет выполняться этот принцип, тем будет интересней для всех.

— Недавно матчи хоккейного «Ак Барса» начали комментировать на татарском языке. Как оцениваете такой ход?

— Это очень хорошо, если есть спрос. Ради бога, ну почему бы нет? Я, например, вел репортаж о матчах ЦСКА на английском языке. Тогда в середине 90-х у армейцев был проект «Русские пингвины», такая смычка между ЦСКА и «Питтсбургом». И вот на турне из 12 матчей в Северной Америке вместе с американским комментатором работали на английском языке. Так что, если есть спрос на какой-то другой язык, кроме русского, то это надо пробовать.

Признание

  • Орден Почёта (29 июля 2009 года) — за большой вклад в развитие культуры, печати, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Заслуженный журналист Российской Федерации (27 декабря 2018 года) — за заслуги в развитии отечественной журналистики и многолетнюю плодотворную работу
  • Заслуженный работник культуры Российской Федерации (26 января 1998 года) — за заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу
  • Благодарность президента Российской Федерации (25 июля 1996 года) — за активное участие в организации и проведении выборной кампании президента Российской Федерации в 1996 году
  • В рейтинге высших руководителей — 2010 газеты «Коммерсантъ» занял VII место в номинации медиабизнеса
  • Лауреат общественной российской премии «Лучшие перья России» (1999)
  • Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (2003 г.)
  • Медаль «За отличную службу в сухопутных войсках» (2017 г.) — за активное участие в военно-патриотическом воспитании военнослужащих

Сочинения

  • Г. В. Плеханов о первобытном обществе и его культуре // СЭ. 1952. № 4. С. 142—161;
  • Проблемы этнографии и русской поэзии в русских журналах 50-60-х гг. XIX в. (По материалам «Современника» и «Отечественных записок») // ТИЭ. Научный сборник. 1956. Т. 30. С. 235—261;
  • Фольклор как источник изучения социальной психологии // Проблемы общественной психологии. М., 1965. С. 374—401;
  • Эстетика фольклора. Л., 1967;
  • У гусляров Боснии и Черногории // СЭ. 1973. № 5. С. 132—141;
  • От обряда к народному театру (Эволюция святочных игр в покойника) // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. С. 49-59;
  • Вклад декабристов в отечественную этнографию // Декабристы и русская культура. Л., 1976. С. 80-104;
  • Истоки русского народного театра. Л., 1977;
  • О реконструкции праславянского календаря // СЭ. 1978. № 6. С. 132—143;
  • Славянские партизанские песни. Л., 1979;
  • Русский фольклорный театр XVIII — начала XX в. Л., 1980;
  • Русский народный кукольный театр (совместно с А. Ф. Некрыловой). Л., 1983;
  • Вождение стрелы («сулы») в восточном Полесье // Славянский и балканский фольклор. Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М., 1986. С. 63-76;
  • Народные игры, драмы и театр // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1987. С. 450—458;
  • Этнографические интересы А. С. Пушкина // СЭ. 1987. № 6. С. 60-71;
  • Славянский обряд проводов весны // История, культура, этнография и фольклор славянских народов. X Международный съезд славистов. М., 1988. С. 196—208;
  • Столетие Польского этнографического общества // ЭО. 1992. № 3. С. 168—170;
  • Русская народная художественная культура (Теоретические очерки). СПб., 1993;
  • Фольклористика в системе гуманитарного знания // Гуманитарий. СПб., 1995. С. 133—142;
  • О фольклорном театре донских казаков // Сохранение и возрождение народных традиций: Сборник научных трудов. М., 1996. Вып. 7. С. 116—133.

Биография

Могила Гусева на Новодевичьем кладбище Москвы.

В. М. Гусев родился 17 (30) января 1909 года в Москве в семье служащего.

В 1925—1926 учился в драматической студии при Московском Театре революции, в 1926—1929 годах — на Высших литературных курсах имени В. Я. Брюсова, после их реорганизации — на факультете литературы и искусства МГУ, который закончил в 1931 году. С 1927 года публиковал стихи, с 1935 года обратился к драматургии. В 1929 году выпустил первую поэтическую книгу «Поход вещей», раскритикованную В. В. Маяковским за «грошовый романтизм», который, вопреки утверждению последнего, не исключал, но подчеркивал революционный энтузиазм поэзии Гусева, вполне проявившийся и в его последующих сборниках («Герои едут в колхоз», 1931; «Слово бригадира», 1932; «Современники», «Гений», оба 1933; «Сыновья диктатуры», 1937; поэма «Стих», 1942) — и особенно в его текстах песен («Полюшко-поле», 1934, и др.). Печатался с 1927 года, с того же времени член Московского общества драматических писателей и композиторов и Производственного объединения молодых драматургов. Сблизился с журналом «Синяя блуза», писал сценарии для популярных в те годы «живых картин», различных массовых представлений, частушки, репризы, водевили и т. п. Идя в русле предельно актуализированной и политизированной, почти «газетной» советской драматургии ранних лет, Гусев в конце 1920-х годов пишет комедии «Американский житель» и «Закрытие Америки» (в соавторстве). Объездив в составе писательских бригад крупнейшие стройки страны (Кузнецкстрой, Уралмаш и др.), Гусев был заражен энергией индустриальных пятилеток. В 1935 году написал принесшую ему шумный успех пьесу «Слава», обошедшую почти все театры и самодеятельные коллективы страны, в которой поднял острые проблемы новой социалистической морали, долга и героизма. Следом появляются пьесы Гусева «Дружба» (1938), «Сын Рыбакова» (1940), «Москвичка», «Твоя песня» (обе 1942), символическая драма «Сыновья трех рек» (1944), в которых проявились свойственная Гусеву артистичность, умение выстроить несложный и увлекательный сюжет, непринужденно, даже по-оперетточному празднично рассказать о серьезных социальных процессах — вкупе с романтически светлым восприятием жизни и неназойливой дидактичностью, сказывающейся как в пьесах о нравах сегодняшнего дня (с нескрываемой симпатией к открытым честным труженикам и презрением к «рвачам» и «чинушам»), так и в произведениях, посвященных теме преемственности революционных традиций («Сын Рыбакова»). Истинными шедеврами Гусева в этом плане оказались лирические комедии для молодежи «Весна в Москве» (1941; одноимённый фильм режиссёра И. Е. Хейфица, совместно с Н. Н. Кошеверовой, 1953) и «Свинарка и пастух» (одноимённый фильм режиссёра И. А. Пырьева, 1941; завершен в начале войны), а также киносценарий «В шесть часов вечера после войны» (одноимённый фильм режиссёра И. А. Пырьева, 1944). С конца июня 1941 В. М. Гусев — начальник литературного отдела Всесоюзного радиокомитета; пишет, помимо вышеназванных пьес, репортажи и драматические произведения для радио, патриотические стихотворения «Сестра» (1941), «Мать и сын» (1942) и др. Гусев оставил также переводы произведений Я. Купалы, Уйгуна, Айбека, Молланепеса, А. А. Лахути и других поэтов.

Популярности добился песнями; его «Полюшко-поле» (1934) на мелодию Л. К. Книппера (1933) стало известным во всём мире благодаря исполнению Ансамбля имени А. В. Александрова [источник не указан 2290 дней].

Публично поддерживал сталинские репрессии:

…Гнев страны в одном рокочет слове.
Я произношу его: расстрел.
Расстрелять изменников отчизны…
 Расстрелять во имя нашей жизни.
И во имя счастья — истребить.

Эти строки Виктора Гусева издали в «Литературной газете» 5 марта 1938 года.

В. М. Гусев умер от гипертонического криза23 января 1944 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Его именем названа улица во Внуково, на которой живёт его внук, спортивный комментатор Виктор Гусев.

«Пишите книгу, а начните с того, что вы фартовый»

— Чем на данный момент, кроме комментирования матчей, занимается Виктор Гусев?

— У меня большая коллекция рок-музыки: классической, прогрессивной и так далее. По старинке покупаю компакт-диски, ничего не скачиваю, выставляю на полке, рассматриваю альбомы. Сейчас вернулся к винилу, восстановил старую коллекцию и докупаю к ней новое. Иногда, когда на выходных сплошняком смотрю все матчи российской Премьер-лиги, я выключаю комментатора, не потому что мне он не нравится, а чтобы иметь время послушать музыку. Кое-где очень четко попадает на такую стилистику игры наших команд. Особенно когда мелодия медленная, спокойная (говорит убаюкивающим тоном) и пытаешься не заснуть (смеется).

— Как долго вы писали свою книгу «Нефартовый». Она получилась такой, как предполагали, или осталось ощущение недосказанности?

— Очень много событий было в жизни, поэтому, конечно, такое ощущение осталось. Просто записывал все подряд, что вспоминал. И когда набрал необходимый объем для издательства, лишнее пришлось вычеркнуть. Осталось много историй, но сложно говорить о выпуске второй книги, потому что она уже будет вторична.

— Многие говорят, что книга получилась больше художественной, и в этом плане хотелось бы побольше объема, ведь 300 страниц набралось во многом благодаря большому шрифту и широким отступам.

— В этом плане, думаю, книга получилась удобной для чтения. Но еще хотел бы поставить больше фотографий, чем те 30—40, которые вошли. Их у меня много, и они очень интересные, можно было бы снабдить хорошими подписями, но, к сожалению, книга не резиновая. Наставлений по профессии там нет, но есть замечания по работе комментаторов. В основном это связано с русским языком и вещами, которые меня не устраивают, иногда раздражают. Это можно воспринимать и как наставление, но это лишь небольшая часть книги. Ставка была на веселые истории о жизни, какие-то выводы из всего множества, что я видел.

— В 2016 году вы стали доверенным лицом «Единой России» на выборах в Госдуму. Чего в этом было больше — желания приблизиться к политике или воспринимали как «очередную работу»?

— Это вообще не сработало. Когда я шел по станции «Внуково», платформа рухнула прямо подо мной, повредил себе позвоночник и эта тема с выборами ушла сама собой. Собственно, я и начал писать книгу, потому что лежал в больнице с тремя сломанными позвоночными отростками и спросил своего лечащего врача, «что же мне делать-то без движения?». Вот он тогда и сказал: «Пишите книгу, а начните с того, что вы фартовый, два сантиметра — и вы были бы уже в инвалидной коляске».

— А ведь считается, что вы нефартовый.

— На этом и построена книга (смеется).

Детство и юность

Виктор Гусев появился на свет 27 октября 1955 года. Мама Галина Николаевна Болдырева была врачом, а отец Михаил Викторович Гусев, профессор биологических наук — преподавателем МГУ. Виктор учился в престижной столичной школе, в которой некоторые предметы велись только на иностранном языке.

Виктор Гусев в детстве и сейчас

Гусев по сей день живет во Внуково, где и пробовал комментировать свои первые дворовые игры в футбол. Еще с детства отец брал его на все матчи клуба «Динамо». Ребенком он познакомился с асом спортивного телевизионного вещания Николаем Озеровым.

После окончания школы Виктор продолжил свое образование на переводческом факультете института иностранных языков имени Мориса Тореза. Успехи в учебе позволили юноше попасть по студенческому обмену в американский город Олбани. Там преподаватели и заметили его журналистский талант. В настоящее время Виктор Михайлович не забывает деятельность переводчика и регулярно ведет свою колонку в английском журнале «Мировой футбол».

Виктор Гусев в молодости

После получения высшего образования молодого человека призвали в армию, и он стал военным переводчиком. Будущий телеведущий не остался в СССР, а попал на службу в Эфиопию, которая на тот период воевала с Сомали. На этой войне Гусев заслужил свои первые боевые награды. Со службы он привез медаль «За боевые заслуги» и африканский орден «За мужество».

Критика

Виктор Шендерович высказался, что Гусев начинал

Описывая приход П. Н. Гусева в «МК», в федеральной газете «Солидарность» под руководством А. К. Исаева, впоследствии депутата гос. думы РФ, отмечали:

Старший научный сотрудник отделения опухолей головы и шеи НИИ детской онкологии и гематологии ФГБУ «НМИЦ онкологии имени Н. Н. Блохина» Максим Рыков обвинил Павла Гусева в снятии статьи «Московского комсомольца» о ситуации в «НМИЦ онкологии имени Н. Н. Блохина», за 5 минут до выхода в печать. По его словам, там массово увольняли врачей, не выплачивали им зарплаты; во время посещения больницы СМИ запирали палаты; угрожали родителям больных детей о снятии последних с лечения, что равносильно гибели, за общение с журналистами; про вынесение заведомо ложных заключений минздрава о действительном положении в больнице.

«Мне жаль, что Украина не вышла на чемпионат мира»

— Что ждете от сборной России на чемпионате мира?

— Для начала скажу, что главную задачу на чемпионат мира вижу в том, чтобы хорошо его провести. Чтобы были дороги, гостиницы, все прошло без организационных проблем, тем самым войти в историю футбола и все вокруг говорили: «Вот как Россия прекрасно провела чемпионат мира». Если говорить о выступлении нашей сборной, во-первых, не надо ставить утлую задачу выхода из группы. Что это за цель? То есть выйти из группы и проиграть сразу? Любая нормальная команда хочет выиграть турнир, ну а дальше уже, как получится.

— Как оцениваете перспективы сборной Черчесова? Нет ощущения, что нынешнее поколение — слабейшее за российский период?

— Ровно 7 лет назад мы получили право на проведение чемпионата мира. Считалось, что это достаточно для роста нового поколения, но оно не подросло. И поэтому мы хватаемся за отдельные такие кусочки — Головин, братья Миранчуки, но это, скорее, исключение, нежели правило. Я очень симпатизирую Черчесову, он мой хороший друг, но перед ним стоит очень непростая задача. И видите, метания с составом до сих пор продолжаются, хотя все уже должно было вроде устаканиться к этому моменту. С одной стороны хорошо, что на домашний чемпионат попадаешь без отборочных матчей. Но через них ты получаешь платформу, которая не сравнится с контрольными и товарищескими играми, здесь всегда надо играть основным составом. Ты не можешь позволить роскошь постоянно пробовать новое. Любые эксперименты когда-то нужно прекратить, пора делать основу, и, я думаю, Черчесов сейчас этим и займется.

— Украина и США не вышли на ЧМ. Исходя и из политической ситуации, их сильно будет не хватать ради интереса всего турнира?

— Мы потеряли в интересе из-за того, что на ЧМ не попала сборная Голландии. Это о спортивном интересе. Конечно же, мне хотелось, чтобы украинцы, команда Андрея Шевченко, моего хорошего друга, играла здесь. Очень высоко ставлю и американскую команду. Кто-то недавно сказал, что их сборная ничего из себя не представляет последние 30 лет. Но я не согласен. Американцы нас только удивляли, для меня они очень похожи на англичан. По настрою, стилю игры и даже по внешнему виду их сборная — это типичная, не топовая команда АПЛ, которой мы любуемся, хотя они и не идут на верхних строчках. Я понимаю, что это все могло привести к различным провокациям, начались бы какие-то шатания, и в этом плане, наверное, кому-то легче от их неучастия. Но мне жаль, что так получилось.

— Уже лет 10, с подачи Навоши, идут разговоры о скорой смерти футбола сборных, прежде всего, с экономической точки зрения. Но, как видим, пока сборные никуда не делись. И не денутся?

— Никогда они не закончатся, матчи сборной будут самыми интересными. Какой бы великой ни была Лига чемпионов, всегда чемпионат мира будет стоять выше, чем любой клубный мировой турнир. Здесь я не понимаю эти разговоры, ведь даже Дэвид Бэкхем когда-то сказал, что самое главное событие в его профессиональной жизни — это тот прекрасный день, когда ему надели капитанскую повязку сборной Англии.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации