Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Вентиляция в гараже своими руками: схема, нюансы и способы устройства

Выбор технологического оборудования, материалов и комплектующих деталей для вентиляции гаража


Для создания этой системы подойдет серийная бытовая техника При выборе следует отдать предпочтение моделям, приспособленным к повышенной влажности.


Автоматизацию вентилятора для вытяжки в гараже можно сделать с применением специальных наборов

Для решения таких задач используют различные устройства подачи/отключения питания по установленному пользователем алгоритму.


Такая техника способна быстро очистить крупный гараж от загрязненного воздуха


Этот центробежный вентилятор пригоден для эксплуатации на открытом воздухе

Если использовать такое решение, получиться снизить уровень шумов в помещении.


Вытяжной вентилятор для гаража можно установить в оптимальном месте, как часть конструкции канала


Для создания этой конструкции автор использовал индивидуальный заказ в специализированной мастерской

Оцинкованная жесть хорошо защищена от погодных воздействий. Она подходит для изготовления изделий с уникальными размерами и формами без лишних затрат. Дополнительными преимуществами являются: небольшой вес, простота монтажа, хороший внешний вид.


Соединение гибких труб для вентиляции в гараже с прочным заборным устройством


Сложный проект

В этом списке перечислены компоненты системы, обеспечивающей поддержание комфортных температурных условий в холодную пору года:

  • потолок (1) из железобетонной плиты;
  • стены из кирпича (3, 5);
  • входной канал (2);
  • котел отопления на твердом топливе (6) с дымоходом (4);
  • стакан (7) – здесь осуществляется предварительный подогрев воздуха для вентиляционной части системы;
  • фильтр (8);
  • калорифер (9) со встроенными электрическими нагревателями;
  • вентилятор (10) канального типа;
  • тройник (11), обеспечивающий подачу теплого воздуха в центр крупного помещения;
  • угольник (12), выполняющий аналогичные функции на торцевой части канала.

К сведению! При создании вентиляции в гараже из канализационных труб надо учитывать следующие особенности. Специализированные изделия из ПВХ рыжего цвета выпускают специально для установки вне помещений. Они стоят несколько дороже, чем серые аналоги, но отличаются повышенной стойкостью к температурным и другим воздействиям.

Подготовка чертежей

Вентиляционной системой необходимо снабжать одно- и двухэтажные гаражные помещения, как и помещения жилые вне зависимости от наличия либо отсутствия в нем системы отопления с учетом равномерного вентилирования всех объемов.

Чтобы вентиляционные системы работали стабильно с расчетной производительностью, на стадии проектирования рассчитывают воздуховоды на пропускную способность и диаметр канала. Собственно, воздуховоды – это каналы, по которым проходит воздух. Они широко применяются в самых разных устройствах как в бытовой, так и в индустриально-технологической сфере, производстве химических препаратов и лекарств, на других промышленных предприятиях.

Рассчитать объем вентиляционной системы гаража довольно просто.

Главная цифра – это количество смен гаражных объемов воздуха на объем притока воздуха снаружи (кратность). Если их число равно 6-10 объёмам и известен общий объем гаражного бокса, надо высчитать расход воздуха в час: L=nхVг

Где:

L – потребление в час, м3/ч;

n – норматив смен объемов воздуха в гараже;

Vг – полный объем воздуха в боксе, м3.

Для определения объема гаража необходимо умножить ширину на длину и высоту по внутренним размерам бокса.

Например, гараж 4 на 6 и на 2,7 м по формуле Vг=4х6х2,7=64,8 м3. Если требуется количество смен гаражных объемов воздуха на объем притока воздуха снаружи, равное семи сменам в час, то этому боксу нужно L=7х64,8=453,6 м3. Соответственно, расход и скорость воздуха можно установить по этой диаграмме:

Чтобы подобрать сечение приточных и вытяжных воздуховодов, L округляем, увеличивая до числа, кратного 5. Соответственно, наше расчетное число увеличивается до 455 м3, так как оно кратно 5: 455: 5=91. Сопоставляя его с диаграммой и зная, что скорость воздуха в воздуховодах при применении вентиляции естественного типа равна приблизительно 0,5-1 м/с, для вышеуказанных объемов будут нужны каналы круглого сечения с диаметром более 500 мм или воздуховоды с другим сечением более 450х500 мм с изгибами или без.

Если принято решение улучшить приток воздуха, это можно достигнуть установкой воздухозаборника из решетки или сетки вместо трубы со сплошной стенкой. Диаметр его должен быть больше в 2-3 раза, чем у вытяжки. Это даст значительное улучшение вентилирования, но будет высока вероятность значительного промерзания гаража в холодное время года. Чтобы избежать этого, надо на приточку и вытяжку установить заслонки, которые при необходимости уменьшат проходимость воздуха.

Всегда следите, чтобы вытяжка не оказалась большей по сечению, чем воздухозаборник приточки, так как может произойти так называемое опрокидывание тяги, или обратная тяга. По этой причине, если вы частично блокируете приточный воздуховод, обязательно уменьшайте и диаметр вытяжки.

В случае изготовления системы вентилирования смотровой ямы или погреба для подземных помещений необходимы отдельные трубы на приток воздуха и еще одна, проходящая вертикально – для вытяжки. Вытяжные воздуховоды необходимо изолировать от основного помещения гаража – воздух в них не должен контактировать с основным объёмом воздушных масс внутри бокса.

Объем приточной воздушной массы обязан быть не менее 180 м3/ч при температуре внутри гаража не ниже 5°С выше нуля. Периодичность полного воздухообмена – 6-10 раз в сутки.

Функциональная схема воздуховодов составляется при создании проекта помещения, так как установка вентиляционной системы в уже готовом гараже повлечет за собой большое количество затруднений. Схема должна содержать места расположения вентиляционных отверстий, их количество. Также она должна предусматривать габариты гаража, прохождение трубопроводов и воздуховодов над и под поверхностью земли/пола, количество объемов циркулирующего воздуха.

Расчет диаметров вентиляционных отверстий выполняется следующим образом.

  • При диаметре трубки 15 мм = 1 м2. Соответственно, для бокса на 10 м2 потребуются 150-мм трубки.
  • При сумме всех вентиляционных отверстий, равной 0,3% всей площади гаража. Эта формула используется для схемы одного канала при механическом типе вентиляции.

Существует разница между российскими и зарубежными строительными нормами. Если российские нормативные документы устанавливают норму забора воздуха снаружи для гаража с одним легковым автомобилем в 180 м3/ч, то в зарубежных нормах этот показатель увеличен на 100%.

Кроме расчета нужной производительности воздухообмена, воздуховоды рассчитывают на потери напора и на жесткость. Такие расчеты удобны по причине использования для вентиляции в гаражах гибких воздуховодов из различного пластика, менее прочных и жестких в сравнении с металлоконструкциями, которые используются в большинстве случаев.

Общая информация

Любое подземное помещение настоятельно рекомендуется оборудовать вентиляционной системой. Вентиляция в смотровой яме/подвале гаража необходима по многим причинам.

Самой очевидной является влажность и её негативные последствия. От появления конденсата страдают не только вещи, хранимые в подземном помещении, но и сам автомобиль тоже. Влажность поднимается в надземное пространство и начинает разъедать металлические части машины. Может пострадать и сама конструкция гаража.

Повышенная влажность провоцирует появление грибка и плесени. Они не самым лучшим образом влияют на стены, потолок и прочие конструкционные элементы.

Помимо этого, в подвале могут скапливаться газы и вредные вещества в газообразной форме. Если автовладелец регулярно проводит время в подземном помещении, то он рискует своим здоровьем.

Дышать таким составом будет вредно, человек может получить проблемы с кровообращением, головной болью, организм подвергается интоксикации. Иными словами, в смотровой яме, подвале или погребе должна быть установлена вентиляция.

Поскольку вентиляционная система в подземном помещении является лишь частью общей, гаражной схемы, то для определения норм притока воздуха следует взять стандартную СНИП-норму.

Согласно СНИП для одноместного гаража требуемый приток воздуха составляет 180 кубометров в час. То есть будет достаточно включить вентиляцию подземного помещения в вентиляцию гаража, в которой реализован данный объем притока-оттока.

Планировать вентиляцию лучше всего до окончания всех строительных и отделочных работ. Так вы сэкономите время и снизите трудозатраты. При желании и необходимости заняться монтажом вентиляционной системы можно и в уже готовом гаража. Но вы потратите гораздо больше времени и ресурсов.

В разделе про обустройство гаража вы можете прочитать еще множество интересных статей: про лестницу, самодельный подъёмник для автомобиля, освещение, недорогое утепление, вытяжку и отопление своими руками, обогреватели, печь для гаража на отработанном масле.

Естественная

Всего выделяют два типа вентиляции – естественную и механическую. Разница заключается в физических принципах, которые создают поток воздуха. От этого также зависят характеристики и возможности систем.

Разберем сначала первый вариант, естественную вентиляционную систему. В её основе лежит разность температур.

В гараже и во внешней среде температуры воздуха имеют разные значения. Из курса физики известно, что в таком случае будет возникать движение воздуха. Задача естественной системы – сделать это движение направленным, подчинить его своим потребностям. Для этого в гараже делают два отверстия – приток и отток.

Первое отверстие создает приток воздуха, то есть воздушный поток будет заходить в гаражное помещение через него. Второе будет служить выходом для отработанного воздуха. Размеры отверстий следует определять из перепадов температур, объемов гаражного помещения, а также количества автомобилей.

Механическая

Механическая или же принудительная вентиляционная система во многом избавлена от недостатков естественной вентиляции. Этого удалось добиться благодаря тому, что механическая вентиляция работает на других физических принципах.

Она не зависит от перепадов температур. Её монтажом лучше озаботиться также на этапе планирования гаража, в готовом гараже монтировать механическую вентиляцию будет намного сложнее.

Чтобы устранить зависимость от погодных условий, в механической вентиляции используют разнообразные устройства и приспособления, например, вентиляторы, дефлекторы и фильтры.

В самом стандартном случае в трубы вставляют вентиляторы, подключают их, и они обеспечивают принудительную циркуляцию воздуха. Стоимость таких устройств невелика, так как вентилятор – простое устройство, не требующее дорогостоящих компонентов.

Выбор моноблоков приточно- вытяжной вентиляции

Благодаря наличию множества моноблоков выбрать правильное оборудование для определенного гаража достаточно просто. Производятся модели различной мощности и функциональности, поэтому при желании можно подобрать устройство для вентилирования помещения любой площади. При этом все это возможно при трате минимального количества денег, так как многие устройства имеют невысокую стоимость.

Следует помнить, что приточно-вытяжная вентиляция в помещении устанавливается только в том случае, если в нем имеется надежная электросеть, в которой не наблюдается скачков напряжения и не происходят частые отключения. Если такие проблемы существуют, циркуляция воздуха может полностью прекращаться. Именно поэтому перед приобретением моноблоков нужно убедиться в работоспособности электрической сети и при необходимости провести ремонт.

Выбирая определенный способ вентилирования гаража, следует ориентироваться на количество средств, которые вы готовы потратить, а также на наличие электросети

Также важно правильно расположить вентиляционные отверстия

Из чего можно оборудовать?

Монтаж воздуховодов для вентиляционных систем любого типа в наше время можно производить с использованием самых разнообразных материалов, начиная от пластиковых либо металлопластиковых труб для канализации и заканчивая использованием гофрированного шланга от пылесоса.

Рассмотрим некоторые варианты.

  • Можно выполнить вентиляционные каналы в боксе с помощью труб, изготовленных из асбеста. Такие трубы не пожароопасны, их можно не красить либо наоборот, если хозяин является творческой личностью – они смогут послужить материалом для создания определенного антуража при покраске.
  • Как уже упоминалось, пластиковые канализационные трубы – также неплохой вариант.
  • И, наконец, самые простые решения – старые шланги от пылесоса, садовые шланги, другие трубные конструкции.

Вполне естественное желание любого владельца гаража иметь в нем погреб может столкнуться с необходимостью проведения в него отдельной вентиляционной системы из-за ошибок в проекте. Это не только может привести к порче продуктов из-за повышенной влажности внутри погреба, но и к печальным последствиям в виде коррозии корпуса автомобиля. По этой причине вентиляцией погреба пренебрегать не следует ни в коем случае.

При естественном типе вентиляции погреб просушивается за счет теплового перемешивания воздушных масс – в соответствии с законами физики более лёгкий нагретый воздух в верхней части погреба поднимается вверх, а воздух, поступивший снаружи через приточный воздуховод, заполняет разреженное пространство.

Второй вариант – установка вентиляторов и создание принудительной вентиляции. Это схема с более высоким КПД, но потребует существенно больших денежных и энергетических затрат.

Основные виды вентиляционных систем и схемы их устройства

Схему вентиляции необходимо хорошо обдумать в период проектирования гаража. Так как при постройке помещения именно в несущих стенах требуется сделать отверстия для труб вентиляционных систем

При реконструкции вентиляции в гараже своими руками нужно брать во внимание высоту и длину помещений, количество этажей в гараже, сколько единиц автомашин будет в нём находиться. Именно на этом этапе постройки автовладелец определяет какой тип системы вентиляции подойдёт именно для его гаража, которая будет справляться со всеми задачами и функциями, для которых она предусмотрена

Существует несколько видов вентиляционных систем. Рассмотрим некоторые из них:

  • Естественная вентиляция. Данный вид вентиляции разработан таким образом, что воздух движется сам по себе, без какого-либо воздействия, при помощи законов аэродинамики.
  • Комбинированные вентиляционные системы. Они основаны на сочетании естественной вентиляции и вентиляции с применением механических средств, которые помогают быстрому движению воздуха.
  • Механическая вентиляция в гараже подразумевает установление специальных механизмов, которые осуществляют циркуляцию воздуха принудительно, а не естественно.

При конструкции вентиляции в гараже своими руками независимо какую схему вентиляционной системы из вышеперечисленных вы примените, можно использовать один или несколько отверстий в стене. При выборе механической схемы вентиляции, при которой воздух циркулирует искусственно, будет достаточно одного вентиляционного канала.

Диаметр вентиляционных труб, которые вставляются в отверстия стен гаража, необходимо выбирать исходя из того, какой объём воздушных масс будет вентилироваться в помещении. Если учитывать нормативы, то на квадратный метр площади гаража следует применять 15 мм диаметра трубы. Следовательно, при общей площади помещения 10 квадратных метров при монтаже вентиляции нужно использовать две трубы диаметром 150 миллиметров. А также существует ещё одна формула расчёта диаметра отверстий для вентиляции. Если придерживаться её, то суммарная величина всех труб равна 1/3 всей площади помещения. Эту формулу чаще всего используют при конструкции вентиляции механического вида с одним каналом циркуляции воздуха.

Схема комбинированной вентиляционной системы гаража

Если вы внедрите в естественную вентиляцию гаража различные механические устройства, то это обеспечит вашему гаражу защиту от непредвиденных капризов природы и сбоёв в законах аэродинамики, которые стимулируют поставку воздуха. Особых отличий от естественной, комбинированная схема вентиляции не имеет. Единственным отличием является внедрение специального вентилятора, работающего от электричества, в вентиляционное отверстие. А также данный вентилятор может быть расположен в стене, при таком условии он будет иметь название осевой. Если данное устройство расположено над кровлей гаража, то оно называется крышным.

Если владелец помещения остановил свой выбор на комбинированной системе вентиляции, то ему не потребуется слишком много средств. Вентилятор является недорогостоящим устройством, и не очень энергозатратен. Слишком высокой эффективностью вентиляционное устройство не отличается, но всё же немного стимулировать поток воздушных масс с помощью него у хозяина гаража получится. Выполнять свои задачи вентилятор может даже при отключении от сети электричества.

Люди, которые разбираются в сферах энергосбережения, устанавливают в своих гаражах маленькие ветряки. При наличии ветра на улице лопасти вентилятора будут вращаться самостоятельно, без использования электричества. Но в тихую погоду с этого устройства пользы будет мало.

Неудобство в использовании комбинированной вентиляционной системы состоит в том, что владельцу гаража необходимо регулярно включать и выключать механическое устройство. С такой проблемой вполне справится обычное реле или бюджетный таймер.

А также неблагоприятным является тот факт, что воздух, проникающий в гараж не очищается и не прогревается в холодную погоду, что может привести к скоплению грязи внутри трубы и значительную потерю тепла внутри самого гаража.

Особенности гаражного воздухообмена

Хорошая вентиляция в гаражном боксе помогает избежать проблем с автомобилем. Например, в холодную и дождливую погоду, заезжая в гараж, автомобиль приносит с собой огромное количество влаги. Из-за маленького пространства помещение быстро наполняется влагой. Если объём влажного воздуха не меняется хотя бы 6 раз в час (в идеале — все 10), то автомобиль в скором времени заржавеет.

Зимняя температура для автомобиля должна составлять +5 градусов в отапливаемом боксе. Эта особенность должна учитываться при установке вентиляции, хотя СНиПы разрешают не включать отопительные приборы. Автовладелец выбирает нормы для своего гаража сам.

Существует норматив воздухообмена в гаражном помещении — это 150 кв. м/ч на каждое машино-место. Это несложная задача и базируется на следующих пунктах:

  • определяется диаметр воздуховодов;
  • первый воздуховод выставляется на приточку;
  • второй помещается на вытяжку (посмотреть советы по установке вытяжки своими руками с отводом в вентиляцию и без него можно здесь).

Происходит произвольное обновление воздушных масс. Это идеальный пример для нормального климата. В резко континентальных условиях требуется тщательно подходить к вопросу установки вентиляции.

Вентиляция в металлическом гараже

Металлический гараж, также как и кирпичный, требует устройства вытяжки. Это необходимо для удаления излишней влаги, способствующей разрушению крыши строения.

В зимний период из-за излишков влажного воздуха происходит его конденсация. При этом минусовые температуры создают ледяную корку, которая разрушает структуру металла и способствует отслоению лакокрасочного слоя.

Летний период тоже неблагоприятен для гаража, у которого отсутствует вытяжка. Влага, скапливающаяся под крышей, создаёт повышенную коррозию металла и значительно сокращает срок службы.

Простая вентиляция металлического гаража

Решением проблем с вентиляцией станет простое, но очень эффективное решение. Требуется просверлить электродрелью несколько отверстий в стенках.

Для обеспечения притока отверстия сверлятся внизу боковой или передней стенки гаража. Устройство вытяжки обеспечивается устройством отверстий в верхней части (под потолком помещения) стены. Такая система позволяет организовать циркуляцию свежего кислорода.

Для декоративной отделки следует приобрести вентиляционные решётки. Установить их очень легко, просверлив предварительно по периметру вентиляционных отверстий дырки под крепёж.

Вентиляция гаража: так ли необходимо?

Качественно организованная вентиляция гаража позволяет автомобилисту решить массу задач. Если не позаботиться о воздухообмене, то в погребе начнет образовываться конденсат, что приведет к нарушению внутреннего микроклимата не только в погребной яме, но и в самом гараже.

Повышенная влажность в погребе – 100-процентный источник заражения овощей. Происходит их загнивание, развивается грибок и появляется неприятная спертость воздуха.

Замой тепло, которое поступает от земли, приводит к тому, что в подвальном помещении становится гораздо теплее, нежели в самом гараже. Подобное явление приводит к тому, что воздух начинает подниматься вверх.

Устройство вытяжной системы в гараже.

Влага от овощной ямы в данном случае способствует образованию коррозии на деталях автомобиля и прочих металлических поверхностей, находящихся в гараже

И чтобы избежать подобных сложностей, очень важно правильно организовать вентиляцию и гаража, и подвального помещения

Если погреб не предусматривает наличие вентиляции, но при этом в нем хранится урожай, то со временем, за неимением циркуляции свежего воздуха, овощи начнут выделять токсичные вещества.

Также не стоит забывать и о том, что работающий двигатель машины, равно как и все синтетические жидкости, которые хранятся в гараже, образовывают ядовитые соединения. И чтобы минимизировать их негативное влияние на организм автомобилиста, необходимо со всей серьезностью подойти к вопросу организации вентиляции.

Итак, правильно организованная вентиляция в гараже выполняет ряд очень важных функций, к основным из которых относятся следующие факторы:

  1. Удаление избыточной влаги, которая образовывается в гараже после дождей снега и прочих погодных условий, сопровождающихся высокими показателями влажности.
  2. Отведение токсичных для человеческого организма газовых скоплений. А если автовладелец проводит много времени в таком помещении, то данный аспект очень даже актуален.
  3. Исключение рисков появление конденсата на поверхностях гаража, в смотровой яме и погребе.
  4. Сушка автомобиля, что обеспечивает надежную защиту от развития коррозийного налета. Здесь же стоит сказать о снижении риска появления ржавчины на металлических инструментах, полках в помещении.
  5. Обеспечение подходящего микроклимата, за счет которого овощи и фрукты в подвале будут храниться на протяжении более длительного времени.

Варианты систем

  1. Естественная вентиляция в гараже своими руками:

Вентиляция этого типа работает на разнице температур между внешней и внутренней средой. Воздух в естественной вентиляции циркулирует сам, «естественно». Основа конструкции – два отверстия.

Первым является вытяжное отверстие, оно обеспечивает отвод воздуха. Второе – приточное, через него воздушная масса поступает в помещение.

Основная работа сводится к установке вентиляционных труб определенного диаметра. Диаметр рассчитывают, исходя из разницы температур, размеров помещения и количества хранимых машин.

Как сделать естественную вентиляцию в гараже? Данную систему можно установить только на начальном этапе строительства. Прокладывать трубы в уже готовой конструкции будет слишком сложно и неэффективно.

Приточное отверстие располагают практически на уровне пола, на 10 сантиметров выше. Второе, вытяжное отверстие – под потолком. Воздуховод выводят на крышу гаража. Естественная вентиляция не потребует больших затрат, так как основные материалы – трубы. Минусом системы является влияние внешних факторов на поток воздуха.

Один из основных – перепад температуры. Летом эффективность естественной вентиляции резко падает.

Во внешней среде (на улице) повышается температура, а значит меняется и давление.

Это ведет к уменьшению циркуляции. Помимо этого, на эффективность влияет скорость ветра.

Поэтому приточное отверстие лучше размещать с наветренной стороны. Но направление ветра сложно предсказать, и во многом придется полагаться на удачу.

Отдельной группой стоят проблемы, начинающиеся с приходом зимы. Зимой трубы покрываются льдом, инеем, на них налипает снег.

Все это ведет к закупорке вентиляции и застою воздуха. Вентиляционную систему необходимо периодически очищать. В гараж зимой также будет поступать холодный воздух.

Гаражное помещение промерзает, градусник может показать минусовые значения. От этого в некоторой степени помогает утепление труб и использование задвижки. Но абсолютную защиту от холода утепление не гарантирует.

Принудительная вентиляция в гараже своими руками:

Поскольку естественная вентиляция имеет серьезные минусы, автовладельцы зачастую склоняются к установке принудительной системы. Принудительная вентиляция в куда меньшей степени зависит от перемены погоды и температуры.

Как правильно сделать вентиляцию в гараже? Планировать данную систему (как и естественную) необходимо еще до окончания строительных работ. Установка потребует некоторых механических деталей – фильтра и вентиляторов. Перекачка воздушной массы осуществляется двумя вентиляторами. Стоят они не очень дорого, это широкодоступный массовый продукт. Затраты на энергию также не большие.

Помимо этого, в системе присутствует фильтр и устройство подогрева. Фильтр очищает воздух от мелкого сора и загрязнений. Подогревающее устройство позволяет не бояться холодов и наступления зимы. Работу вентиляторов можно регулировать, точно устанавливать объемы воздушного потока. Вентиляторы устраняют зависимость от перепадов температур и давления.

Подводя небольшие итоги

Итак, мы выяснили, что вентиляция в гараже является обязательным условием, вам же остается подобрать для себя только подходящую схему ее обустройства. Если ваш гараж является пристройкой к дому, то лучшим выбором станет приточно-вытяжная система. Если говорить о естественной вентиляции, то популярностью она пользуется преимущественно из-за доступности и дешевизны, однако проблем с ней впоследствии будет немало. Если вы все же желаете сэкономить, можем порекомендовать вам дешевую модернизацию вытяжки посредством дефлектора и вентилятора. Оптимальным же вариантом в плане сложности и стоимости являются системы комбинированного типа.

На этом все, удачи и теплых зим! Не забудьте посмотреть приведенный ролик по теме.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации