Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 0

Роспись стен: идеи украшения и дизайна в современном интерьере. 95 фото вариантов стильного оформления

Шенкурская роспись

Она тоже является северной, но от родственных художественных направлений она прилично отличается. Ей присущ яркий фон, красный или оранжевый, насыщенная цветовая гамма с белым цветом для оживки и черным для орнамента.

Отличительные черты шенкурского промысла это:

  • стилизованные цветочные мотивы, геометризированные формы розеток;
  • узнаваемый узор – три свободных цветка, шесть не вырисованных лепестков (они выполняются легкими мазками), срединный завиток из травки;
  • домовая роспись более четкая и графичная;
  • преимущественно используются образы вечного обновления природы;
  • орнаментальность этих узоров требует от художников даже каллиграфических навыков.

Изучать русские промыслы можно по декорированным деревянным доскам и прялкам, расписным тарелкам и мебели, подносам и сундукам. Что такое роспись, эстетическая потребность человека в декорировании или сакрализация предметов быта? Ответить на этот вопрос может каждый для себя, потому что продуктами русских промыслов можно не только любоваться. Их можно расшифровывать, изучать и делать очень любопытные культурологические открытия.

Цвета в росписи

Если говорить о классической подаче рисунка, в ней все достаточно канонично. Но промысел живет, развивается, появляются в нем новые цветовые решения, которые удачно вписываются в эстетику росписи Жостово.

Для фона

Черный или красный фон – основные в жостовской росписи. Современные концепции стараются и угодить традициям, и понравиться покупателю сегодня. Потому в продаже вы можете увидеть подносы с нежными пастельными тонами. От таких нововведений общая картина не расходится с восприятием промысла. Скорее, наоборот, нынешние мастера модернизируют направление, продолжают его, не умаляя добрых традиций.


Фон подноса имеет цвет «слоновая кость»

Синий, зеленый, голубой, серебристый фон – все это вполне в духе промысла, просто такие варианты встречаются чуть реже красного и черного. Сегодня одним из самых востребованных оттенков считают «слоновая кость». Золото встречается реже, так как спрос на него не так высок. Наверное, это можно связать с особенностями современных интерьеров, где золотой декор бывает чужеродным.

Подносы с перламутровым покрытием – не новшество жостовского промысла. Изначально такое решение свойственно было Федоскино, но идеи других направлений могут использоваться в родственных или смежных промыслах, что вполне нормально. Переливы перламутра могут украшать весь фон жостовского подноса, могут применяться фрагментарно, в угоду замыслу мастера.

Для основного изображения

Цветовая палитра рисунков была довольно богатой и у родоначальников промысла. В цветочных композициях в виде букетов (самых частых мотивах росписи) встречаются жизнерадостные цвета и оттенки: от блекло-желтого до алого, насыщенные и разбавленные тона. Бургундский, голубой, янтарный, коричневый – все это можно увидеть на металлической поверхности подносов.

Импровизация с тонами и полутонами считается признаком мастерства. Интересный рисунок получается, если художник старается не просто реалистично передать цветы, а если он делает это в выгодном световом контексте. Изображение на плоскости выглядит объемным и точным, отчего хочется рассматривать каждую деталь на подносе.

Где еще, как не в музее подносов, расскажут самое интересное о появлении и тонкостях жостовской росписи.

Нижнетагильская роспись

Жостово, конечно, не нуждается в рекламе

А вот его предшественник, известный как тагильская роспись, увы, не так обласкан вниманием

История

Более чем два с половиной столетия назад возникла художественная традиция росписи по металлу. Она обрела мощь и сохранилась, благодаря стараниям Н. Демидова, учредившего на своих заводах школу. То есть полностью самобытной тагильскую роспись не назовешь – ученики обретали навыки и умения под грамотным руководством профессионального художника Албычева. Хотя, безусловно, изначально роспись возникла под влиянием иконописцев-старообрядцев.


Нижнетагильский поднос 1850-1860 гг.

Роспись, которая зарождалась на земле Нижнего Тагила, стала так востребована и благодаря уникальному творчеству братьев Худояровых. К слову, именно работы братьев обрели такую славу, что их творчество увлекло и жителей села Жостово – вот откуда появилась традиция, впоследствии ставшая более знаменитой, чем ее вдохновители.

Мотивы и узоры

Возможно, и не было бы этого промысла, если бы не пластичное и податливое тагильское железо, словно созданное для изготовления подносов. Сначала мода диктовала свое: на подносы художники переносили копии картин. Затем уже начали вырисовываться свои мотивы и узоры.

Мифология и исторические сцены – мастера не боялись таких сложных тем, делая изобразительное повествование содержательным и красочным. Рамку на подносе образовывал золотой орнамент, выведенный по трафарету. Уголки формы венчали вазоны с пышными букетами, а ритмом было выбрано активное движение, композиция всегда четкая, уравновешенная.

Художники неизменно следовали правилам сочетания цветов, которые здесь использовались активно, очень деликатно и гармонично в своем подборе. Это многоцветная живопись по металлу, с учетом мельчайших деталей и вариативностью фона.

Особенности исполнения

Работали тагильские мастера в технике двойного мазка. Впоследствии эту технику возьмут и жостовские художники. Но начинали тагильцы с цировки по цветному фону: такой прием был взят с орнаментации иконописных работ. Поверх золота делали красочный фон, а после того, как краска затвердеет, тонкой иголочкой мастера соскребали краску с золота.

Тагильский лак закреплял всю эту красоту – его состав был гордостью мастеров. Успех обеспечивала точная дозировка ингредиентов и наличие в составе льняного и конопляного масел. В отличие от других лаков, этот обладал особой прозрачностью и завидной прочностью.

Данное видео рассказывает о том, как создается лаковая роспись по металлу.

Этапы создания

Начинают писать поднос с подмалевка, который наносится пальцами. И уже по подмалевку художник работает в технике двойного мазка: на кисть набирается сразу две краски, более светлая оказывается на «носочке» кисти. Так белила ложатся по контуру изображаемого предмета.

Цветы в тагильской росписи пишутся за один прием, такой многослойности, которая сложилась в жостовской традиции, нет. Располагаются цветы тоже свободно, не перекрывая друг друга.

Этапы выглядят примерно так:

  • заполнение фона;
  • композиционный центр – начинают со светлых тонов, каждый элемент прописывается одним мазком;
  • продвижение вглубь изображения, оформление каждого элемента;
  • прорисовка деталей (усиков, веточек, расставление светлых точек);
  • лакировка в несколько слоев.

Начинающие учатся тагильской росписи на бумаге, потом переходят к росписи деревянных изделий (досок, например), а роспись по металлу – это уже более профессиональный уровень.

Современное развитие

Все желающие могут проникнуться духом старинного направления, посетив Нижнетагильский музей подносного промысла. Он расположился в доме тех самых братьев Худояровых.

Развитие промысла не остановилось, художники, которые продолжают традицию, ищут новые пути, техники, темы. Конкретно сейчас главной задачей мастеров является видоизменение традиционной цветочной росписи. Узнаваемый элемент «тагильская роза» становится более индивидуальным. В современное тагильское творчество внедряются элементы многослойной росписи. Мастера возвращаются к изображению копий известных картин.

Как создавали свои шедевры нижнетагильские мастера вы узнаете из статьи: «Тагильская роспись – родоначальник декорированных подносов».

К народным промыслам росписи металлических подносов обращаются художники, дизайнеры, декораторы, черпая идеи для своих коллекций и открытий. Потому так здорово и вдохновенно смотрятся культовые вещи национальной культуры в современных интерьерах.

Роспись по дереву: основные виды прикладного искусства

Существует огромное множество видов, подвидов и техник художественной росписи по дереву. Сегодня мы рассмотрим наиболее популярные.

Мезенская и петриковская роспись по дереву

Основные сюжеты мезенской росписи – орнаментальный декор и изображение лесных обитателей и лошадей. Второе название направления – палащельская роспись. Можно выделить характерные особенности техники:

  • орнаменты красно-чёрного цвета;
  • дополняют картину дробные узоры: звёзды, ромбы, диски, чёрточки и крестики;
  • многократный повтор узоров создаёт ощущение движения.

Мезенская роспись наносится по негрунтованному дереву. Сначала используют охру красного цвета, затем узоры обводят чёрной краской.

Дощечка, украшенная мезенской росписью

В мезенской технике раскрашивают предметы домашнего обихода

Петриковская роспись характеризуется, как растительная, в большинстве случаев это цветочные узоры, а также изображение некоторых ягод. На их базе создаются фантастические рисунки.

Роспись наносится без предварительного контура, поэтому для мастеров важен хороший глазомер и ловкость рук. В качестве инструмента используют тоненькую кисточку, а также стебли растений. Ягоды могут быть нарисованы пальцем.

Сюжет с центральным элементом — главная особенность петриковской росписи

В росписи преобладают красные и зелёные оттенки

Гжель и городецкая роспись

Гжель невозможно перепутать ни с одним видом художественной росписи, характерная особенность народной техники – пышные композиции синего цвета на белом фоне. Несмотря на сложные сюжеты, работа выполняется без предварительного эскиза. Изначально росписью украшали только детские игрушки и аптекарские сосуды. Только в начале девятнадцатого века были построены заводы по выпуску фарфора, который впоследствии украшали гжельской росписью.

Характерные особенности гжели – это объёмные розы-агашки, пейзажи с зимними сюжетами, сказочные сценки, например, детки на санках или жители деревни провожают зиму. После нанесения рисунка изделия покрывают глазурью и ставят на обжиг.

Техника нанесения состоит из нескольких этапов:

  • нанесение фона;
  • рисование крупных цветных элементов;
  • прорабатывание мелких деталей тонкой кисточкой;
  • нанесение дополнительных штрихов белой краской для придания контраста.

Основа прикладной городецкой росписи – оживление яркого рисунка белыми штрихами. Ремесленники на дереве изображали статных вороных коней с тонкими ногами, гордых петухов с пышными хвостами, а также различные сценки из жизни купцов. Каждая картина должна была быть украшена букетами и цветочными венками.

Красивыми узорами в былые времена украшали шкатулки и хлебницы, ложки и ларцы, детские игрушки, а также ставни, мебель и прочие предметы домашнего обихода. Особой популярностью пользовался конь-каталка.

Хохлома и жостовкая роспись

Основная черта хохломы – фон чёрного или жёлтого цвета, на котором изображены причудливые цветочные композиции. Идея рисунка золочения, без использования золота, взята из древних иконописных техник, которые основываются на нанесении серебра, масла и последующего запечатывания рисунка высокой температурой. От этого олифа начинала отдавать золотым оттенком.

Основная гамма цветов:

В качестве дополнения используют жёлтый и зелёный оттенки. Рисунок наносится без предварительного эскиза. Традиционные элементы – рябина, земляника, веточки и цветы. Также встречаются изображения представителей фауны.

Изначально жостовская роспись использовалась только для украшения металлических подносов, но, спустя несколько лет, ей стали украшать и дерево. Главная идея техники – изображение цветочных композиций на чёрном фоне. По центру располагались крупные растения, по краям – более мелкие. Также прорисовывали тени, это создавало ощущение объёма. Добавки в краситель в виде сусального золота, металлического порошка и перламутра придавали рисунку особое свечение изнутри.

Прочие виды росписи по дереву

Следует отметить ещё несколько видов росписи по дереву, которые остаются популярными и в наше время.

Вид росписи Описание

Изображение сцен из русских сказок на тёмном фоне.

На чёрном фоне рисовали портреты людей. Для создания иллюзии свечения в краску, для основы, добавляли сусальное золото, металлический порошок и перламутр.

Растения и персонажи из любимых сказок рисуют в красном или оранжевом тонах на жёлтом основании.

На оранжевом фоне нанесены рисунки зверей и растений, выполненных красным цветом.

Жостовские изделия

Промысел славится именно подносами, но не только их считают продукцией мастеров знаменитого предприятия. Изначально (еще в первой четверти 19 века) на предприятии делали шкатулки и сухарницы с лаковым оформлением. Сегодня же интересно выглядит и жостовская игрушка. Например, можно купить набор из пасхальных яиц с оригинальной росписью.

Вы можете увидеть и матрешки, лошадки, расписанные в жостовском стиле, но фабрика на сегодняшний день не производит данную продукцию. Зато фабрика дает возможность украсить интерьер не скандинавским декором (что сегодня модно, но вряд ли оригинально), а традиционно русским.

Продукция фабрики это и:

  • зеркала с расписными рамами;
  • уличные фонарики;
  • свечи;
  • кашпо;
  • картины;
  • лейки;
  • табуреты.

Расписные изделия изящны и соответствуют запросам времени. Художники фабрики пребывают в постоянном творческом поиске, который позволяет промыслу не только сохранять себя, но и развиваться. А тем, кто хочет приобщиться к направлению на практике, жостовская фабрика открывает возможности для обучения – в Москве работает специализированная школа-студия для всех желающих.

В то время, когда промысел только начал зарождаться, он быстро нашел покупателя, чему помогло и выгодное географическое расположение деревень (близ Москвы с ее торговым потенциалом). Сегодня, в эру глобализации, жостовская роспись выглядит так же привлекательно и тонко, изящно и мелодично.

Особенности

Стенная роспись варьируется в широком спектре художественных стилей – от примитивно-анимационного граффити до настоящих произведений искусства. Любая роспись стен органично вписывается в общее пространство с мебелью, текстилем, декоративными деталями, если оно не захламлено и не загромождено излишними элементами и предметами обихода.

Приятные особенности этого техники облагораживания квартир, помещений в частном доме, камерных кабинетов и громадных залов в общественных зданиях многочисленны и не нуждаются в особой рекламе.

Многие дизайнеры уверены, что живопись на стенах – органичная часть человеческой природы, своего рода генная память, которая ведет свою историю от наскальных рисунков, времен, когда домом людям служила пещера.

Жажда творчества и стремление к прекрасному – вот два импульса, побуждающие человека к созданию креативного, оригинального или самобытного оформления жилого пространства, и интерьерная живопись – отличный способ, со множеством весомых преимуществ:

  • создать декоративное панно можно, воспользовавшись услугами художника или дизайнера;
  • утолить свое стремление к созданию прекрасного получится даже при наличии минимальных способностей;
  • для вариабельных стилей интерьера можно использовать разные техники, органично вплетающиеся или, наоборот, контрастно противоречащие;
  • это прекрасный способ привнесения индивидуальности и неповторимости даже в обстановку малометражной квартиры, не говоря уже о просторных гостиных загородного дома, гостевых спальнях, уголках отдыха;
  • нет никаких ограничений в выборе места размещения (если свободное пространство позволяет, то лучше выбирать зоны вне досягаемости прямых солнечных лучей, но и не в темном уголке);
  • применяемые техники дают возможность сделать изображение плоским или выпуклым, ярким или черно-белым, расширяющим пространство или зрительно уменьшающим пустое слепое пятно в интерьере.

Есть некоторые нюансы, предписывающие выбор разных по исполнению и по художественным средствам техник. В интерьере многое зависит от стилевых предпочтений, материала стен (хотя в современных условиях под живопись можно сделать отдельное покрытие), степени освещенности помещения и его конфигурации.

Все это требует строгой продуманности, планирования размещаемых предметов обстановки, основного целевого предназначения помещения.

Преимущества профессиональной интерьерной росписи:

  • Гармоничное вписывание в общую цветовую гамму помещения.
  • Высокая декоративность, самобытность, художественная ценность.
  • Возможность подбора любого стиля и цветового решения под конкретный интерьер.
  • Экологическая чистота.
  • Противопожарная безопасность.

Даже самые дорогие обои от солидного производителя со временем устаревают и требуют замены. Стандартный рисунок на фабричной массовой продукции не способен подчеркнуть личный вкус владельцев квартиры, а тем более он не создает тематическое акцентирование, так как начисто лишен присущей авторскому рисунку индивидуальности.

Для любого пространства, будь то гостиная, спальня и детская в частном доме и квартире или же рабочий офис, туристическая фирма, бар, гостиница, ресторан, спортивно-оздоровительные комплексы и центры детского творчества и пр. – это оптимальный способ устройства необходимой атмосферы. Стеновая роспись полностью адаптирована под конкретное помещение с его особой и неповторимой аурой. Кроме того, нередко с помощью удачной интерьерной росписи успешно решается вопрос запрета на поклейку бумажных пожароопасных обоев, декорирования деревянными панелями и т.д.

Что касается минусов, то он только один – длительность выполнения работ, что объясняется спецификой сложной работы художника.

Каргопольская роспись

Этот национальный промысел родился в Архангельской области. Его истоки уходят в 13 век, найденные гончарные изделия археологи датировали именно этим столетием. Изначально люди лепили посуду, востребованные гончарные изделия, а в свободное время, на потеху детишкам, делали игрушки. Спросом они не пользовались, потому на продажу их фактически не выставляли.

Но сложилось так, что в историю вошла именно каргопольская игрушка. Сделана она преимущественно в деревенской тематике: крестьяне, вылепленные народными умельцами, трудолюбивы и веселы. Они или кормят скот, или работают на поле, или суетятся по дому. Немало и праздничных фигурок, лихих танцоров и музыкантов с гармошками.

Животных каргопольцы тоже лепили: и настоящих, и мифических. Например, Полкан – полуконь-получеловек изображался с орденами и в форме. Деталь игрушек не прорабатывали, многие элементы одежды были схематичны. Но при этом все наряды яркие, заметные. И каргопольская роспись также сакрализировала своих персонажей: женщина – это земля-кормилица, медведь – уважаемый хозяин леса, рогатые животные – слияние неба и солнца.

Узоры на игрушках простые, даже примитивные – волнистые линии, треугольники, круги, цветы, стихийные знаки. Но и в них сама жизнь с народа с ее представлениями о мироздании, о красивом, вечном, правильном.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации