Андрей Смирнов
Время чтения: ~8 мин.
Просмотров: 0

Что такое мозаика

Укладка мозаики

Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:

  1. Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. На пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения на стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть.
    Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной, очищенной от остатков резины, ржавчины, цементного молока, и немного шероховатой. Для этого ее дополнительно обрабатывают методом пескоструйной чистки. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону.
    Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром.
  2. Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении.
    Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу.
    Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой — вверх именно клеевой стороной. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства.
    Можно также в обратном порядке выстелить рисунок по пластиковой пленке, с последующим покрытием его яичным белком. Получится дешевле, но метод потребует твердой руки и точного глаза. Поэтому таким способом работают лишь опытные мастера.
    При полном высыхании состава (силикон сохнет 3 дня, старинный яичный раствор — до 20) самоклейку аккуратно снимают, а липкие остатки удаляют ваткой, смоченной в спирте или растворителе для нитролака. Если же мозаика собиралась на клейстер или яичный белок, бумагу размачивают, а затем смывают ее остатки губкой.

Что такое зияние?

Прежде чем разбираться с правописанием любого термина, всегда стоит сориентироваться, принадлежит ли он к исконно русской лексике или является заимствованным. При втором варианте весьма высока вероятность, что написание рассматриваемого слова — это традиция, не объяснимая правилами российского языка, и этот случай просто нужно выучить наизусть.

Однако некоторым заимствованиям уже несколько сотен лет, и они так привычны всем, что далеко не каждый сможет распознать в них иностранные названия.

Чтобы легче это было делать, стоит узнать одну особенность восточнославянских языков. В период их формирования в них отсутствовало понятие зияния (нахождение рядом нескольких гласных), поскольку все слоги были открытыми (начинается на согласный и заканчивается на гласный).

Исходя из того что в рассматриваемых проблемных терминах «мозайка» и «мозаика» есть вероятность зияния «аи» (если писать его через «и»), можно предположить, что оно не относится к исконно-славянской лексике. А значит, следует проверить его орфографию по словарю.

Почему возник вариант написания «мозайка»

Как же связан вопрос о написании данного существительного (мозайка или мозаика) с периодом его появления в славянских языках?

Дело в том, что этот термин, как и сам вид искусства, был заимствован через посредничество греческого языка, в котором оно выглядело μωσαϊκό и произносилось с «й». А если учесть что явления зияния в древнеславянском не было, новый термин на слух мог так и писаться «мозайка». Кстати, об этом свидетельствует тот факт, что в болгарском языке – до сих пор используется подобный вариант «мозайка». Да и в украинском слово также произносится со звуком – «мозаїка» (дифтонг «ї» после гласно обозначает два звука ).

Во время реформ Петра I Российская империя стала ориентироваться на Европу. В этот период в русский язык вливается огромное количество новых терминов иностранного происхождения. Вероятнее всего, в это время норма написания рассматриваемого термина была «подогнана» под европейскую (основана на латинском и итальянском написании и звучании) – то есть с «и». Она существует и сегодня, причем не только в российском, но и в белорусском, польском, чешском и большинстве других славянских и неславянских языков.

Несмотря на это, в народе, по-видимому сохранились воспоминания о существовании нормы «мозайка», поэтому до сих пор некоторые делают ошибки в данном существительном.

Значение слова «мозаика»

Чтобы понять причины появления спора о написании рассматриваемого существительного, стоит узнать его толкование и историю появления в славянских языках.

Значение слова «мозаика» стало известно на землях Руси с принятием христианства в X в. Ведь вместе с новой религией в стране появилась необходимость строить храмы для ее приверженцев. Наиболее искусными мастерами в те времена считались греки, которые и привезли с собой традицию оформления узоров из разноцветных кусочков камня, смальты или керамической плитки, известную сегодня как мозаика.

Вскоре этому ремеслу обучились и славянские мастера, а традиция использования такой техники оформления для декорирования храмов прочно закрепилась у славян на века.

Стоит отметить, что, в отличие древних греков и римлян (украшавших таким способом не только культовые сооружения, но и свои дома), на Руси этот способ практиковался в основном лишь для декорирования церквей.

Только после распада Царской России (образование СССР) и начала антирелигиозной кампании мозаика стала элементом оформления для зданий общественного пользования на всех прилежащих территориях.

В тот же период для детского творчества стали выпускать наборы из пластика, также носившие название «мозаика». Кстати, они весьма популярны и сегодня.

Sticky mosaic

  • Here’s what we have — Вот , что у нас есть!
  • It’s a sticky mosaic! — Это клейкая мозаика!
  • There are lots of square and triangle pieces here — Тут множество квадратных и треугольных деталек
  • And there’s a picture board/canvas. — А еще есть основа с картинкой.
  • What is it there in the picture? A pony! — Что же изображено на картинке? Пони!
  • I know you adore ponies. — Я знаю, что ты обожаешь пони.
  • Let’s add a little shimmer to this one here. — Давай блеска добавим вот этому.
  • Just peel a sticker and stick it onto the picture. — Просто отклеивай стикер и прилепляй его на картинку.
  • Fill in the picture board with sticky squares. — Заполняй основу липкими квадратиками.
  • Just peel and stick. — Снимай с защитной основы и наклеивай.
  • See the marked places? — Видишь отмеченные места?
  • Place each sticker so that it covers the pale/white shape. — Так приклеивай стикер, чтобы он накрывал собой более бледные/белый зоны.
  • Take your time. — Не торопись.
  • The better the sticker fits, the neater the picture. — Чем ровнее стикеры, тем аккуратнее картинка.
  • You don’t want our gorgeous pony to be messy, right? — Ты же не хочешь, чтобы наш великолепный пони был неряшливым, правда?
  • Here we are supposed to use paint-by-number approach. — Здесь предполагается использовать подход «раскрась по номерам».
  • Match the number on the sticker to the numbered square on the
    canvas. — Номер на наклейке должен совпадать с пронумерованным квадратиком на рисунке-основе.
  • Simply follow the number key to add the correct sticky mosaic tile. — Просто руководствуйся числовым ключом и добавляй необходимые липкие детали.
  • 1 goes to 1, 8 to 8. — 1 наклеивается на 1, 8 на 8.
  • Do you need my help? — Тебе нужна моя помощь?
  • We’ve filled half of the picture. Way to go! — Мы заполнили половину картинки. Отличный результат!
  • It’s just the time to adorn in with jewels. — Теперь самое время украсить пони драгоценностями.
  • There are some jewels left. Let’s save them to use for some other
    craft. — У нас остались камушки. Давай из сохраним для следующей поделки.
  • Done! You’ve mastered the peeling part. — Готово! Ты освоил отклеивание (ту часть работы, которая связана со снятием наклеек с основы).
  • What a piece of art! — Настоящее произведение искусства!
  • Where do we display it? — Где мы это повесим?
  • Foam pieces. — Детали из вспененного пластика.
  • Foil pieces. — Детали из фольги.
  • Cardboard pieces. — Детали из картона.
  • Gem pieces. — Камушки, украшения.

Видео, которые помогут произносить некоторые фразы правильно:

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации