Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Художественная резьба по дереву для начинающих

Мотивы изображений

Мотивы разнообразны как сама жизнь и ее художественное отображение. Взять, к примеру, нэцкэ. Резчик делает скульптуру в миниатюре, резной брелок, который впечатляет тонкостью передачи образа. Это декоративно-прикладное искусство с японскими корнями, сама фигурка считается и самодостаточным художественным произведением, и декоративной частью костюма. Изготавливаются они и сегодня, но в большинстве своем это низкокачественный продукт, не соответствующий по всем критериям своему историческому прародителю.

Есть, конечно, и сегодня мастера нэцкэ, но за одну мини-скульптуру от такого резчика приходится платить от 10000 долларов и выше.

Резная скульптура из дерева – виды:

  • монументальная – решает идейно-образные задачи, раскрывающиеся в монументальных произведениях (пропорции скульптуры должны идеально сочетаться с окружающим пространством);
  • садовая – элемент оформления садового пространства, концептуально единый с дизайном всего сада;
  • скульптура для дома – декоративная составляющая интерьерного дизайна, выполненная в дереве;
  • развивающие фигурки для детей – игровой материал, экологически безопасный, популярный сегодня (рекомендован детям от 6 месяцев и старше).

Если вы не знаете, с чего начинать в фигурной резьбе по дереву, то изготовление простых деревянных игрушек для детей может быть отличным стартом.

Чем обработать готовую скульптуру?

Если скульптура уличная, какой бы высоты и размера в целом она не была, такая фигура расположена в заведомо агрессивной среде. И состояние ее контролировать труднее, нежели состояние фигуры, которая будет в доме.

Для обработки садовых скульптур можно применять:

  • защита от древесных паразитов и грибка – если в дальнейшем будете тонировать медведя, для начала нанесите на него раствор поваренной соли;
  • тонирование – настои табака, чая, древесной коры;
  • финишная отделка – втирание шерстяной тряпкой воскового состава, растворенного в льняном масле.

Повысить атмосферостойкость древесины могут и синтетические составы, но универсальным, проверенным временем продуктом считается смесь пчелиного воска с льняной олифой. Можно сделать проще: покрыть медведя морилкой нужного оттенка, а после ее высыхания нанести на фигуру пару слоев лака.

В представленном видео рассказывается, как сделать из дерева скульптуру маленького медвежонка.

Если подобного опыта в резьбе по дереву у вас нет, и медведь будет первой такой работой, не беритесь за сложные эскизы с трудоемкой детализацией. Можете начать с небольшой фигуры или даже отдельно вырезанной головы медведя. Навык закрепляется опытом, а путь к вершине (в данном случае – мастерства) всегда начинается с первого шага.

Приятного творчества!

Волшебная сила дерева

Древесина – экологичный, теплый и очень податливый материал. С ней любят работать профессионалы и начинающие мастера. Скульптуры из дерева получаются при обработке цельного куска ствола, переплетении прутьев, скреплении между собой веток или обработке корней.

Одиноко стоящий пень тоже способен стать основой для композиции. Если он уже трухлявый, то середину можно заполнить землей и устроить оригинальный цветник. Крепкий пенек послужит своеобразным постаментом для декоративных фигурок или кашпо с растениями.

Из дерева одинаково хорошо получаются сказочные персонажи и лесные обитатели, фигуры с четкими линиями и размытые абстракции.

Самодельный режущий инструмент

Для изготовления станка в домашних условиях потребуются определённые детали, рассмотрим их по списку.

  • Станина – может быть собрана из металлических профилей, можно использовать деревянные бруски. Главное — обеспечение жёсткого крепления опорных элементов сборного станка.
  • Передняя бабка используется для крепления вала мотора, а также ведущего центра, является неподвижной. Служит базой для размещения основного узла вращения. Таким образом, двигатель и план-шайба являются ведущим центром и передней бабкой. Через ведущий центр вращательное движение передаётся заготовке, задняя бабка должна свободно менять положение.
  • Ведущий и ведомый центры должны располагаться на одном уровне. Обязательны три условия – центровка, фиксация и вращение. Ведомый центр крепления изготавливается с конусовидным наконечником и должен легко перемещаться по раме, учитывая размеры заготовки.
  • Электропривод должен быть с регулятором скорость оси вращения. Ведущий центр, необходимый для крепления материала для обработки, содержит болванку. Есть 3 способа для ведущего центра — план-шайба, патрон и трезубец.
  • Упор для резца-подручника, который должен быть изготовлен из толстостенного железа и очень хорошо фиксироваться, то есть, после установки нужного положения, должен также обеспечивать жёсткую фиксацию всех опорных элементов.

Можно изготовить мини-станок по дереву. Самый простой состоит из трёх деталей: двигателя, задней бабки и подручника. Двигатель подойдёт от старой стиральной машины, мощность двигателя 180 Вт (W) и 1500 оборотов в минуту будет достаточной для бытовых нужд. Ведущий центр станка можно изготовить из части металлической водопроводной трубы, нужно только подобрать диаметр, подходящий к валу двигателя. Подручник крепится к столу крепёжным винтом снизу, для устранения выступающих частей.

Нужно проверить лёгкость перемещения во всех плоскостях, подручник должен быть подвижен и закреплён на необходимом уровне и положении. Для этого используются сменные направляющие различной ширины

Итак, крепите слева двигатель, справа — заднюю балку, посередине — подручник, закрепляете деталь для обработки, и у вас уже целая мастерская, сделанная своими руками! В работе на станках по дереву важно соблюдать меры безопасности – пользоваться наушниками, защитными очками, включать вентиляцию и пылесборник. Из одежды обязателен защитный жилет, перчатки и фартук

Работа фрезерного станка с ЧПУ по обработке древесины показана в следующем видео.

Виды

Резьба по дереву зародилась еще на Руси, когда помимо создания деревянных предметов мебели и утвари мастера пробовали свои силы в декоративно-прикладном искусстве.

Ввиду многообразия вариаций выполнения обработки древесины стоит выделить разновидности данного мастерства. К ним относятся:

  • сквозная резьба;
  • глухая;
  • домовая;
  • скульптурная;
  • резьба бензопилой.

Помимо данной классификации есть еще разделение работы по дереву на рельеф и объемную скульптурную резьбу. Наиболее простой считается техника создания рельефа, которая подразделяется на такие варианты резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная;
  • ажурная;
  • глухая с выбранным фоном;
  • прорезная контурная;
  • накладная.

Каждая техника имеет свои особенности, потому необходимо изучить каждый вид, чтобы полноценно освоить навык работы с деревом.

Контурная

Контурная резьба считается одной из наиболее простых техник, так как узоры наносят на ровную подготовленную поверхность, незначительно углубляясь внутрь материала, что позволяет сформировать контур будущего рисунка.

Для начала работ необходимо придумать или подобрать понравившийся узор и нанести его на дерево, которое должно быть максимально гладким.

Оптимальной глубиной для резки считается 1,5-2 мм и угол наклона инструмента 40°. Проделав одну линию, можно начинать следующую, но наклонив режущий инвентарь в противоположную сторону, чтобы сделать геометрическое углубление. Если движения были сделаны правильно, края линий будут ровными, а поверхность блестящей.

Геометрическая

Более сложной техникой резьбы после контурной считается геометрическая, она отличается тем, что узор создается не при помощи линий, а благодаря созданию геометрических фигур. Чаще всего начинающие резчики используют клинообразные выемки в древесине.

При нанесении эскиза используется карандаш, линейка и циркуль, чтобы все линии были ровными и правильными. Если создать рисунок своими силами не получается, можно использовать готовый эскиз, распечатав его и шилом проколов места пересечения линий.

Эскизы при геометрической резьбе зачастую состоят из треугольников, которые должны иметь выемку, потому древесина подрезается под разным углом, а лишнее дерево убирается. Как только все треугольники будут обработаны, можно переходить к резьбе других элементов. После основной работы необходимо провести зачистку проблемных зон для чего используется более острый инструмент. Готовый узор шлифуется и покрывается морилкой.

Плосковыемчатая

Еще одна техника, которая позволяет создать рисунок на дереве, называется плосковыемчатой. Суть этого метода в том, что на ровной поверхности нужно создать углубления, благодаря которым и будет сформирован нужный результат.

Данный вид деятельности может иметь разновидности, это:

  • сквозная резьба, которая может быть накладной или сквозной; прорезной – работа выполняется стамеской или резцом; профильной – для работы нужен лобзик или пила; ажурной – резьба выполняется в виде рельефного орнамента;
  • глухая резьба, когда в процессе работы на поверхности нет никаких сквозных отверстий;
  • домовая резьба, используется для украшения фасадов домов.

Каждый вид работы по дереву имеет свои особенности, инвентарь, который необходим в процессе, а также технику, благодаря которой можно освоить базовые и более сложные приемы.

Скульптурная

Наиболее сложной техникой работы по дереву считается скульптурная резьба, которая отличается от остальных видов тем, что для работы берется чурка, ветка, кусок корневища, которым придается нужная форма. Помимо мастерства важнейшим фактором является правильный подбор рабочего материала. Благодаря данной технологии из дерева можно получить фигуры животных и людей.

Для работы используется острый инструмент, благодаря которому кусок дерева приобретает сразу форму, потом нужные очертания и постепенно становится тем объектом, который задумал мастер.

Как сделать садовую фигурку самостоятельно

Желаете населить садовое пространство загадочными существами, оберегающими урожай и стоящими на страже вашего покоя — инструмент вам в руки. Стоит сказать, что садовая скульптура своими руками может быть изготовлена из самого доступного материала, справиться с которым может любой, даже ребенок.

Купаленка для птиц или ночных фей, спрятанная в клумбе с цветами, невероятна мила и по-настоящему сказочна. Для ее изготовления понадобилась горстка цемента и песка.

Четыре листа фанеры, расписанные акриловыми красками в умелых руках превратились в клумбу для цветов в образе забавной Буренки. В качестве опоры использовали старый табурет.

Необходимые инструменты и материалы

Материалом для изготовления изделий для украшения сада может любой:

  1. тканный для изготовления оригинального садового Страшилы;
  2. автомобильные шины с успехом используются для создания эффектных композиций;
  3. сено, солома в комбинации с проволокой дают блестящий результат;
  4. пластик и металл находят применение в садах в стиле модерн;
  5. хозяйственная утварь: керамические горшки, пластиковые бутылки, бочки и короба превращаются в забавные скульптуры;
  6. монтажная пена — оригинальный материал для производства прочных водостойких миниатюр;
  7. дерево, гипс, бетон для изготовления долговечных фигурок и крупных скульптурных композиций.

Трогательный олененок сделан из обычной лозы. Уникальность фигуры в простоте и отсутствии декоративности. Он украсит сад, где ценится натуральность и естественность.

Набор инструментов будет зависеть от того из какого материала задумана работа. Например, при применении гипса, потребуются готовые или самостоятельно изготовленные формы, кисти, губки, шпатели. Для работы с деревом:

  • рулетка;
  • угольник;
  • штангенциркуль;
  • топор;
  • пила;
  • тесло;
  • стамески и ножи-косяки.

При работе с глиной, главным инструментом выступают пальцы, но не лишним будут специальные приспособления для обработки поверхности: стеки, циркуль, кисти и спринцовка. При желании сделать скульптуру из камня понадобятся молоток, напильник и долото.

Скульптура из гипса

Сделать украшение для сада из гипса просто — подготовить смесь, заполнить ею форму, дать возможность высохнуть, извлечь и раскрасить.

I. Делаем форму для скульптуры

В качестве формы для гипсовой скульптуры можно использовать формы кулинарные силиконовые или предназначенные для детского творчества. Вполне подойдут старые пластиковые миски, бутылки. Можно в качестве формы использовать резиновую перчатку или половинку мячика.

При желании из гипса можно отлить любую форму:

  • обтянуть предмет пищевой пленкой;
  • облепить его пластилином;
  • разрезать аккуратно;
  • вынуть фигурку.

II. Заливаем

Стенки формы перед заливкой смазать вазелином или растительным маслом. Приготовить раствор из гипсового порошка, смешанного с водой до консистенции сметаны в пропорции 7:10. Залить приготовленный раствор в форму.

III. Время на затвердевание

Полное затвердевание гипса происходит уже спустя 30 минут. Чтобы схватывание происходило медленнее в состав можно добавить клей ПВА.

IV. Извлечение

Оптимальная температура воздуха в помещении, в котором происходит работа с гипсом 20-25 градусов.

Скульптуры следует вынимать из формы после того, когда они полностью затвердеют. После извлечения необходимо дать им время для окончательной просушки, только после этого отшлифовать и приступать к покраске.

Вырезка деревянной фигурки

Если маленькие фигурки можно сделать из веточек и бревнышек, то для крупной скульптуры потребуется бревно без следов разложения или болезни.

Процесс изготовления деревянной фигуры непростой: потребует времени и усердия:

  • Подготовка бревна заключается в его промывке и отделении коры.
  • Просушить заготовку в теплом сухом месте.
  • На основании эскиза перенести изображение на заготовку.
  • В качестве эскиза может служить пластилиновая копия объекта.
  • Произвести пилой прорисовку основной формы.
  • Обработать топором и вырубить теслом мелкие делали.
  • Двигаться в работе необходимо сверху вниз.
  • Выделить при помощи стамесок основные элементы фигуры.
  • Проработать основные детали.
  • Убрать острые грани, округлить скульптуру, проработать мелкие элементы.
  • Пройтись мелкозернистой наждачной бумагой.
  • Покрыть слоем растительного масла.
  • Обработать фигурку финишным покрытием: морилкой, лаком или краской.

Базовые инструменты для ремесла

Чтобы работа спорилась, мало одних навыков и умений, нужно еще и использовать качественные инструменты. Возможно, Николо Паганини и компенсировал своим мастерством возможности скрипки, сыграв на одной струне, но эта легенда относится к исключениям из общего правила. В стандартный список инструментов резчика по дереву входят:

  • Доска для резьбы. Накладывается на рабочую поверхность с целью ее защиты от повреждений. Используется только в тех случаях, когда у мастера еще нет постоянного места для работы.
  • Набор стамесок. Эти столярные инструменты отличаются по форме заостренных стальных кончиков, но более подробно о них поговорим дальше.
  • Ножи. Наряду со стамесками активно применяются для вырезания узоров. Существует несколько подвидов ножей, различающихся и по внешнему виду, и по функциональности. Ножики-резчики и ножи-косяки отличаются только режущим углом скошенного лезвия. Без последних не обходится техника плоскорельефной резьбы. Богородские ножи получили свое название в честь области, где местные мастера активно их использовали для работы над традиционными игрушками. Обычно продаются в наборе. Выделяют один подтип этой разновидности инструментов — «Татьянки». Характерным элементом этих ножей считаются удлиненные ручки. Они позволяют максимально передать инструменту усилие, с которым мастер осуществляет нажим. Используются в так называемой «силовой резьбе».
  • Штихель. Внешне очень похож на стамеску, но имеет характерную грибовидную форму рукоятки. Она позволяет мастеру вырезать тончайшие линии.
  • Ложечники. Инструмент обычно используется для работы с ложками, что и так понятно из названия. Однако может применяться и в других техниках, если необходимо сделать в дереве аккуратное отверстие в форе круга или полукруга. Представляет собой стальную пластину на ручке. В конце она либо закруглена наполовину, либо зациклена в кольцо.
  • Лекало. Используется в качестве трафарета для переноса чертежа изображения на заготовку.
  • Нихромовая проволока. Применяется только для выжигания отдельных элементов изображения при тонкой работе с деталями. Требует соблюдения техники безопасности. Если проволоку нагреть, то она с легкостью прожигает верхний тонкий слой древесных волокон.

А теперь более подробно рассмотрим разновидности стамесок, которые по праву можно считать главным инструментом резчика.

Виды стамесок

В зависимости от особенностей лезвия и области применения стамески классифицируют на следующие типы:

  • Прямые. Имеют плоские лезвия. Инструмент используется для выравнивания отдельных областей заготовки или для ее зачистки на подготовительном этапе работ.
  • «Косячки». Угол срезов их лезвий варьируется от 35 и до 70 градусов. Широко применяются в геометрической резьбе.
  • Клюкарзы. Считаются разновидностью полукруглых стамесок. Используются для обработки фона и вырезания крупных выпуклых фигур. Имеют изогнутое лезвие, отдаленно напоминающее «чашечку» лепестка розы.
  • Уголки (гейсмусы). Лезвие, имеющее форму желоба, оставляет характерные «канавки» на заготовке.
  • Полукруглые. Как правило, эти стамески применяются для объемной резьбы, но могут использоваться и в плоскорельефной технике. Инструменты отличаются радиусом загиба и длиной лезвия. На заготовке с их помощью делают вогнутые круги и линии, глубину которых регулируют посредством изменения силы нажима на стамеску.

У каждого мастера в наборе есть свои инструменты «любимчики», которыми он пользуется чаще всего. Обычно такая трогательная привязанность развивается за годы труда, когда резчик уже выработал свою индивидуальную манеру работы. Новичкам же остается только набивать себе «шишки» методом проб и ошибок, пока идеальный инструмент не будет найден.

Выбор и подготовка древесины

Если фигурки планируете мастерить небольшие, хорошим вариантом будет яблоня, не хуже – береза, кипарис, лещина. Для миниатюры с большой детализацией берут липу, ольху, клен, осину, березу и грушу. Дерево с выраженной фактурой для работ с мелкими деталями не берут.

Начинающие резчики могут сразу пробовать себя в абстрактных работах (кому-то это действительно проще), в таком случае лучше брать липу, это, пожалуй, самый пластичный материал. А вот осину приходится предварительно запаривать, дабы придать древесине мягкость.

Бревно

Заготавливают материал в конце осени или зимой, так он высыхает быстрее. Традиционно предпочтение отдают естественной сушке дерева. Для этого бревна укладывают в штабеля, накрывают навесом. И в таком положении они остаются на год. Тот материал, что предназначен именно для резьбы, распиливают до полуметра на чурки, складывают в сухом помещении.

Но заготовки современный мастер может и вываривать, и сушить интенсивным способом (инфракрасные сушилки). Кору со ствола снимают практически полностью, оставляя по краям небольшие кольца. На эти концы надевают мешки и заматывают их резинками. Речь идет о длинном бревне.

Пень

Совиная семья из пня

В процессе роста и взросления сада некоторые деревья приходится спиливать (болезнь, старость, непогода). Корчевать их своими руками – задача очень сложная, да еще есть опасность повреждения корней соседних растений и коммуникаций. Потому обычный пень можно превратить в садовый арт-объект.

Например, интересными будут выглядывающие из дупла совята или бельчата, выкорчеванные в пне. Но можно и выкорчевать пень, однако впоследствии использовать его для садовой скульптуры. С такого объекта снимается кора, пень очищается от гнилой древесины и начинается поэтапное превращение пня в скульптуру. Приготовьтесь, что нужна будет не одна просушка, покраска, шлифовка, пропитка, лакировка и т.д.

Полено

Назначение, вид и форма будущего изделия определяют выбор материал.

Как выбрать нужное полено:

  • древесина его должна иметь ровное и однородное строение;
  • рисунок древесных волокон не должен быть выразительным;
  • для резных работ подходит древесина среднего периода;
  • светлая и однородная подойдет для скульптуры лица и портрета;
  • темная и тоже однородная древесина подойдет для менее выразительных работ.

Очень часто работа мастера предполагает такую схему: заготовка материала, вываривание заготовок, первоначальное удаление жидкости, проветривание и завяливание.

Для небольших работ начинающему мастеру стоит придерживаться этой схемы, так как она выстроена по всем классическим правилам подготовки материала для деревянной скульптуры.

Садовая скульптура для детских учреждений

Значительная доля наших заказов приходится именно на оформление дизайна детских учреждений: детские сады, площадки, придомовые территории, парки, места для игр на частных участках и т. д. Чаще всего мы выполняем садовые  скульптуры из бревна в виде сказочных персонажей, фигур животных или птиц, расписанных художником яркими красками, для лучшего восприятия малышами. Большинство из них стилизованы и обладают округлыми формами, что обеспечивает необходимую безопасность и комфорт  во время игр детей.

Чаще всего детские учреждения заказывают сюжетные композиции по мотивам русских сказок или популярных классических мультфильмов: Колобок, Репка, Доктор Айболит, Маша и медведь, Ну, погоди! Выполненные работы публикуются на сайте в соответствующих разделах, ну а мы как творческий коллектив, который постоянно хочет развиваться и брать новую высоту, ждём от вас, уважаемые заказчики, новых  интересных идей в новых проектах.

Выполнение скульптуры

Начинается работа с подготовки. Резьба фигурки по дереву, будущая скульптура – это правильный выбор материала и его подготовки к обработке. Следующий этап заключается в создании эскиза, о чем сказано выше.

Дальнейшие действия:

  1. Грубая обработка с выборкой основных форм – на этом этапе исходный эскиз приводится к геометрической фигуре из прямых линий с контрольными точками. Первой вырубается проекция с максимальным удалением материала, затем следует восстановление линий симметрии заготовки, после чего строится абрис второй проекции.
  2. Вырубка фигуры на 4 грани – уточненный абрис фигуры вырубается по фронтальной и тыльной, а также боковым граням. Частой ошибкой этого этапа является желание мастера округлить фигуру. Нет, пока ее абрис остается обобщенным.
  3. Гранение на 8 граней. У квадратных заготовок срезаются углы, что образует еще 4 грани. Окончательно уточняется положение фигуры, ее пластика и динамика. Ошибка этапа – уточнение и деталировка.
  4. Округление и деталировка. Наконец-то настает время избавиться от граней, прорабатывать мелкие детали и черты лица. Ошибка этапа – рисование на заготовке (грязь от карандаша потом сложно удалить).
  5. Вышкуривание. Отлично справится с ним корундовая бумага на тканевой основе, мелкой или средней зернистости.

Этапы создания объемной деревянной скульптуры хорошо раскрыты в данном видео.

Не спешите переносить готовое изделие в сад – скульптуру обязательно нужно покрыть защитным слоем. К слову, считается, что готовую скульптуру примерно на год нужно оставить в тени, и только спустя год она может становиться на постоянное солнечное место.

Экспериментируем с деревом

Фигурки из дерева

Дерево, к сожалению, не отличается долговечностью. Оно выцветает, поэтому расцветку фигур нужно будет время от времени обновлять. Еще оно размокает от влаги, поэтому статуи стоит накрывать во время дождика и надежно укутывать на зимовку.

Зато такие сооружения отлично вписываются в деревенский стиль, смотрятся очень уютно и миловидно. Детали соединяют между собой обычными гвоздями, поэтому конструкции достаточно прочные.

Козочка

Козочка из березовых чурок

Козочка

Чтобы сделать такую козочку, найдите два березовых бревнышка. Проделайте отверстия, в которые нужно будет загнать шею и 4 ножки. Подготовьте узкие палки для этих частей тела.

Соедините все детали и закрепите при помощи гвоздей с молотком. Приделайте рожки. По желанию, можно нарисовать на «мордочке» глазки и рот.

Другие варианты

По аналогии с предыдущим вариантом можно сделать разных животных:

Олени

Ослик и деревянные человечки

Свинки

Новогодние игрушки на елку своими руками: красиво, оригинально, с душой! Мастер-классы и пошаговые инструкции | (75+ Фото Идей & Видео)

Стильные дополнения при оформлении ландшафта.

Деревянная садовая скульптура в виде людей, сказочных героев, животных и птиц, вышедшая из рук наших мастеров, способна сделать ландшафт вашего сада завершенным, добавить в его оформление изюминку и привнести элементы комфорта и удобства.

Что бы многократно усилить  визуальное восприятие окружающего пространства, мы предлагаем украсить его в едином стиле. Садовая мебель, тяжёлые кресла, лавочки и скамейки со зверюшками, домики для колодцев, кормушки для птиц на резной подставке, столики, детские резные городки дополняют выбранное направление и идеально вписываются в концепцию оформления.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации