Андрей Смирнов
Время чтения: ~19 мин.
Просмотров: 0

Дорожный камень

Дорожные камни

Дорожный бордюрный камень используется в процессе строительства дорог вблизи населенных пунктов. Его основная цель — обозначение грани между пешеходной зоной и автомагистралью.

Кроме того, усиленные бордюры обеспечивают длительную сохранность дорожного полотна, предотвращая его сползание под воздействием тяжеловесного транспорта.

Бордюрный дорожный камень устанавливается и на магистралях, расположенных вдали от населенных пунктов. На таких участках используются самые прочные изделия, изготовленные из бетона высокого качества. Они отличаются увеличенным сроком эксплуатации и большой длиной.

Обзор видов

Современные бордюрные конструкции бывают сделаны из кирпича, пластика, дерева, бетона и металла. Но любой вариант должен быть:

  • долговечным;
  • устойчивым к изменению температурного режима;
  • влагостойким;
  • практичным при эксплуатации и в уходе;
  • эстетически приятным.

Все поребрики создаются на натуральной основе и имеют привлекательный вид, выполняя роль декора любого типа дорожного полотна. Качество материала дает возможность проводить установку бортиков практически на любом объекте (вдоль шоссе, тротуаров, на цоколь дома).

Выпускается несколько видов бортового камня:

  • дорожный;
  • садовый;
  • магистральный;
  • тротуарный.

Ограждения классифицируют по типу используемого сырья.

Вибропрессованные (бордюрные)

Обладая высокой прочностью, данные ограждения служат долгий срок при значительной смене температурного режима. Влагостойкость материала допускает укладывание бортиков на всех климатических территориях.

Железобетонные

ЖБК изготавливаются из армированного бетона мелкой фракции, которому характерна долговечность и устойчивость к механическим повреждениям.

Гранитные

Максимально прочные, но и самые дорогостоящие поребрики. Устойчивые к сильным температурным перепадам и истиранию.

Бетонные

Широко применяются в процессе прокладки автодорог для отделения проезжей и пешеходной частей. Изготавливаются согласно ГОСТ методом прессования либо литьем.

Вибролитые

Произведенные методом литья, поребрики получаются с нарушенной геометрией. Это связано с тем, что при производстве используется жидкий бетонный раствор. Воздух остается в растворе, поэтому структура элементов получается пористая и недостаточно прочная.

Сложность состоит и в монтаже при запланированных поворотах. При создании полукруглых форм арматура режется не без ущерба для вида изделия в целом.

Пластиковые

Маловесный пластик легко поддается обработке, поэтому из него запросто получится соорудить радиусный бордюр и создать ограждение практически любой формы — от прямой до закругленной. Пластиковый бордюр считается ремонтопригодным материалом, поскольку отдельные секции просто заменить при повреждении, что представляет большие сложности в работе с каменными бортиками.

Поребрик из пластика может быть цветной, что позволит экономично и быстро украсить ландшафт. Особенно хорошо смотрится пластиковое ограждения на детских или спортивных площадках и дачных участках.

Также классификация бордюрных камней осуществляется независимо от типа:

  • БКУ — изделия, предназначенные для установки вдоль велодорожек и пешеходных зон;
  • БКР — предназначены для размещения на дорогах и тротуарах там, где есть поворот;
  • БКК — используется, чтобы декоративно выделить определенную территорию, отличается конусообразной поверхностью сверху.

Производство

Для изготовления бордюра дорожного в основном используют бетон так называемых тяжелых марок, что соотносится с применением армирования. В последнем случае предполагается использование стальных каркасов, на создание которых идет арматура AIII и AI, а также арматурная проволока BpI. В целях повышения прочности арматуры могут применять стальные изделия, прошедшие термическую обработку.

Непосредственно сам процесс производства бордюра дорожного основывается на следующих видах работ:

  • готовят бетонную смесь (имеющую состав, зависящий от предназначения бортового камня), которую затем перемешивают;
  • добавляют по необходимости пигменты, придающие ту или иную окраску изделиям;
  • разливают смесь по формам, имеющим разнообразную конфигурацию, например, квадрат или полукруг, что также зависит от предназначения конечного продукта;
  • запускают процесс формовки с помощью использования метода вибропрессования;
  • после этого изделия поступают в специальные камеры для просушки;
  • готовые бордюры извлекаются из форм.

Особенностью бортового камня является то, что каждый его экземпляр дополняется монтажными петлями, упрощающими погрузочно-разгрузочные работы.

[править] Интересные факты

  • Границу между «латино-германской» и «московско-азиатской» цивилизациями проводил по восточным рубежам Украины и Белоруссии ещё идеолог украинского национализма Дмитрий Донцов. Примечательно, что к врагам украинской нации он относил не только москалей, но и тех украинцев, которые не разделяли его идей.
  • Кроме сабжа, существует менее известный аналог Поребрика на западе Украины, коим является река Збруч. Именно по ней долгое время проходила граница сначала между Российской империей и Польшей, потом — между Российской и Австрийской империями. Сейчас она является восточной границей расселения «галицаев» — западной популяции свидомитов, очень отличающейся по ряду признаков от центральноукраинской.

Виды бордюрного камня

Существует три основные классификации бортового камня: по материалу изготовления, сфере применения, по профилю (форме поперечного сечения).

В зависимости от материала изготовления данные ограждающие элементы бывают следующих видов:

  • бетонные, изготавливаемые из бетона путем его уплотнения в специальных формах на вибростолах;
  • железобетонные с жестким и прочным внутренним каркасом из рифлёной стальной арматуры;
  • гранитные, вырезаемые из монолитных кусков горной породы.

По конструкции и габаритам выделяют следующие виды бордюрного камня:

дорожный – такой бортовой камень применяют для разграничения проезжей части и тротуара. Бордюр дорожный имеют серый цвет, трапециевидный поперечный профиль. Габариты наиболее распространённого типоразмера данного вида бортового камня — 1000×30×18 см.

Рисунок 1. Бордюр дорожный

тротуарный – поребрик с прямоугольным поперечным сечением применяемый для отделения от пешеходной зоны. От дорожного бордюр тротуарный отличается также и размерами — при длине 100 см такие бордюрные камни имеют ширину всего 8 см и высоту не более 20 см.

Рисунок 3. Бордюр тротуарный

магистральный – высокий поребрик, используемый на загородных дорогах и крупных магистралях. Имеет широкое основание и закругленную лицевую часть.

Рисунок 4. Магистральный бордюр

  • радиусный – бетонный бортовой камень изогнутой формы. Используется на участках где примыкающая к пешеходной зоне или велодорожке проезжая часть имеет закругление.
  • въездной – бордюрный камень со скошенной лицевой частью. Устанавливают его в тех местах, где на тротуар могут заезжать транспортные средства.

Рисунок 5. Размер и вес бордюра

Виды бордюрного камня по поперечному профилю следующие

  • БР – рядовые;
  • БУ – с расширением в нижней части;
  • БУП – с прерывающимся по длине расширением в нижней части;
  • БЛ – с желебообразным углублением (лотком);
  • БВ – въездные;
  • БК – радиусные (криволинейные).

Что представляет собой бордюрный камень?

Бордюрный камень применяют уже несколько сотен лет. Его главное назначение — отделить пешеходную часть дороги от проезжей, чтобы обезопасить пешеходов. Для производства этого строительного материала применяется в основном технология полусухого прессования. Бордюр может быть изготовлен из бетона, железобетона, гранита.

Применение бордюрного камня

Бордюрный или бортовой камень широко применяется в благоустройстве городских дорог и тротуаров, садовых и дачных участков. В зависимости от области применения камень делится на несколько видов:

  • Дорожный. Применяется при строительстве городских дорог. Он разграничивает дорожное полотно и пешеходную зону. Бордюр укрепляет плитку с краев, увеличивая ее срок эксплуатации. Также камень удерживает дорожное полотно, препятствуя его расползанию под нагрузкой.
  • Магистральный. Длиннее дорожного. Более прочный и менее подвержен воздействию низких температур, чем дорожный.
  • Тротуарный. Применяется при благоустройстве тротуаров в городе, площадей, дорожек в городских скверах и парках и др. Он защищает клумбы, дорожки, газоны от разрушения и размывания почвы. По размерам он немного уступает дорожному бордюру. Имеет богатую цветовую гамму и разнообразие форм.
  • Cадовый. Достаточно длинный, но при этом не широкий. Используется в отделке газонов, клумб, в обустройстве парков и скверов.
  • Газонный бордюр. Применяется чаще всего как элемент декоративной отделки при разбивке садовых и дачных клумб и дорожек. Он ниже тротуарного бордюра по высоте и весит гораздо меньше. Может быть разного цвета и формы, помогает предотвратить разрушение почв. В городе используется при организации детских и парковочных площадок, благоустройстве территории перед торговыми комплексами и жилыми домами.
  • Помимо благоустройства дорог и тротуаров, бордюрный камень служит для организации водостоков. С его помощью можно направить водный поток в необходимом направлении.

Инструкция по установке

Речь пойдет об установке не тех больших и массивных бордюров, которые для отделения дороги, а газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку

Неважно чем вы планируете замостить дорожку — плиткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик

То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и сада/огорода/цветника с другой стороны. В таком случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

Порядок работ

Итак, вот какой порядок установки бордюра:

  • Рисуете дорожку на земле. Для этого можно использовать плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпаем песок. Один уголок срезаем, получаем тонкую струйку песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
  • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
  • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.

  • Далее на выровненное и уплотненное дно насыпаем щебень. Слой — около 10-15 см. Его тоже ровняем и трамбуем пока на нем не будет виден след от вашей ноги.
  • Берем колышки и веревки. Набиваем колышки и протягиваем веревку. Высота веревки — верхушка поребрика. Горизонтальность нити проверяем строительным уровнем. Она будет служить ориентиром при выставлении бордюра по высоте.
  • Замешиваем песко-цементный раствор марки М300 или выше. Выкладываем его под ниткой продолговатой горкой. На подготовленную подушку устанавливаем бордюр, выравниваем его по натянутой нитке. Нижний край должен быть утоплен в бетон не менее чем на 5 см. Если такой слой не получается, добавляем бетон по бокам с обеих сторон.

Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

Особенности и тонкости

Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

Установка бордюра на пескоцементную смесь или бетон

На грунтах, склонных к пучению, устанавливать бордюрный камень нужно на подсыпку из песка и щебня, поверх которой укладывается слой бетона, в него укладывается бордюр. При таком монтаже бордюры стоят годами без проблем. Порядок действий такой:

  • При помощи колышков, установленных в ключевых местах и натянутых между ними шнурков, производят разметку.
  • По сделанной разметке выкапывают траншею. Ширина должна быть такой, чтобы по бокам установленного камня было расстояние 10-15 см с каждой стороны. Глубина выбирается так, чтобы слой утрамбованного щебня на дне был не менее 10 см, сверху — не менее 5 см пескоцементного раствора, а сам бордюрный камень возвышался над поверхностью дорожки не менее чем на несколько сантиметров (сколько конкретно — зависит от вашего желания).

  • Дно готово траншеи выравнивают и утрамбовывают (при использовании виброплиты ширина траншеи делается по ширине плиты).
  • Укладывают слой геотекстиля плотностью не менее 160 г/м². Этот слой нужен для того, чтобы песок и щебень не перемешивались с грунтом. Он увеличивает продолжительность эксплуатации бордюра, снижает вероятность сдвигов при весеннем пучении.
  • Насыпается слой крупнозернистого песка или щебня крупной или средней фракции (20-40 мм). Минимальный слой — 10 см, оптимальный — 15 см. Щебень трамбуется.
  • Из песка (3-4 части) и цемента (1 часть) замешивается густой раствор (воды очень мало, только чтобы можно было размешать). Он укладывается толщиной 5-7 см (лучше 7 см) на щебень.

  • На бетон укладывается бордюрный камень, выравнивается по уровню (в горизонт или с уклоном — зависит от геологии участка).
  • Вокруг установленного и выставленного в нужном положении фрагмента укладывается замок из пескоцементной смеси толщиной 5-7 см и высотой около 10 см.
  • После схватывания бетона оставшееся свободное пространство между установленным поребриком и краем траншеи засыпается песком или щебнем, трамбуют, сверху присыпают грунтом.

При соблюдении этой технологии установки бордюрного камня вероятность того, что при пучении он сдвинется с места очень низка.

Как поставить на песок

Если грунты не склонны к пучению, можно обойтись без бетона. Так поставить можно только поребрики — бордюр для пешеходных дорожек или ограждение для клумбы, цветника. При всем при этом такой способ установки не дает гарантии того, что дорожка не будет разрушена. Технология установки аналогично описанной выше до того места, где надо укладывать бетонный раствор.

Схема установки бордюра с водосточным желобом

Под поребрик укладывается только щебень и хорошо трамбуется. Толщина слоя должна быть не менее 15 см. После того как вставили бордюрный камень по уровню, промежуток между боками камня и стенками траншеи заполняется тем же щебнем и хорошо трамбуется. При таком методе установки, свернуть ограждение можно даже если на него наступить под неудачным углом. Но как временный вариант — на несколько месяцев — такой способ установки подойдет.

Виды бетонных поребриков и бордюров

Бетонные бордюрные камни самые распространенные, есть они разных размеров. Делят их на две категории:

  • Дорожный камень. Более широкий и высокий, часто с арматурой внутри (один-два стальных прута диаметром 12-14 мм). Используется для отделения проезжей и пешеходной части.
  • Бордюрный камень (называют еще поребрик, садовый или тротуарный бордюр). Меньшего размера и веса, без армирования. Обычно отделяют пешеходные дорожки от газонов. Может выдерживать кратковременные наезды легкового автомобиля. При более серьезных и постоянных нагрузках их ставить нежелательно, так как они разрушаются.

Типы бордюрных камней для отделения дорожек

Остальные типы бордюрных камней для отгораживания проезжей части не применяются, так как имеют недостаточный уровень прочности.

Дороги не всегда прямые — есть изгибы. Резкие повороты под углом сделать просто — поставить под нужным углом, а место соединения зафиксировать бетонным раствором. Для плавных поворотов есть радиусные фрагменты с разными радиусами закругления. Их можно использовать для создания ограждения для круглых, овальных клумб.

Достоинства и недостатки

Пластиковые бордюры для тротуарной плитки – отличный выбор для украшения дачного или приусадебного участка. Они полностью преображают внешний облик вымощенного участка, подходят для дорожек и более сложных вариантов укладки, в том числе для создания округлых, фигурных площадок.

Можно выделить ряд очевидных преимуществ бордюров из полимерных материалов.

  • Эстетичность. Готовые элементы выпускаются как гладкими, так и с декоративным покрытием, рельефом, имитацией лепнины. Они выглядят привлекательно круглый год, а разнообразие видов позволяет подобрать подходящий вариант под любое оформление ландшафта.
  • Устойчивость к внешним воздействиям. Проливной дождь, снег, мороз, яркие лучи солнца не оказывают значительного разрушающего влияния на поверхность полимерного материала. Для изготовления бордюров производители используют пластик с повышенной устойчивостью к УФ-лучам, предотвращая его выцветание со временем. При механическом воздействии на поверхности не появятся сколы и трещины.
  • Нетребовательность к уходу. Такой бордюр не нужно обновлять, как деревянные или металлические аналоги. Достаточно периодически смывать пыль водой из шланга. При переносе дорожки или вымощенной площадки ограждение можно использовать повторно.
  • Травмобезопасность. Полимерные бордюры лишены недостатков своих бетонных собратьев и аналогов из дерева. Занозы, разбитые колени не станут проблемой, даже если в доме есть дети или очень резвые питомцы.
  • Универсальность. Пластиковый бордюр не превращает участок в подобие официальной резиденции – он уместен везде, где это необходимо. Можно аккуратно разграничить парковку для гостей или окружить им любимую клумбу с цветами у дорожки, оформить территорию у пруда или отделить газон от въезда в гараж.
  • Доступная стоимость. Пластиковый поребрик обходится куда дешевле любых других вариантов ограждений для брусчатки или плиточного покрытия.
  • Экобезопасность. Для производства бордюров используются химически устойчивые полимеры, не способные нанести вред почве. Даже при нагревании они не выделяют опасных веществ.
  • Долговечность. Срок службы качественных изделий исчисляется десятилетиями.
  • Простота монтажа. Бордюр вдоль дорожки, вокруг патио или бассейна легко установить самостоятельно, располагая только необходимым набором инструментов.
  • Минимальный вес. Даже очень рыхлая почва не будет проминаться под весом поребрика. Кроме того, это существенно облегчает хранение и переноску.

Несмотря на очевидные преимущества, есть у этого вида бордюров и недостатки. Первый из них – большое количество некачественной продукции на рынке. Кроме того, не всем по душе ландшафтный дизайн с использованием пластика, некоторые варианты смотрятся откровенно дешево и примитивно.

Установка

Укладку бордюров можно произвести самому, без найма профессиональных мастеров. Для этого следует заранее подготовить необходимый инструмент, а также ознакомиться с пошаговой инструкцией.

Инструменты и материалы

В первую очередь для монтажа бордюров потребуется штыковая лопата. Она необходима для проведения различных земляных работ, укладки основы из щебня и замеса цементного раствора. Для разравнивания рабочей массы по основанию понадобится мастерок. С его помощью будет удобно заделывать швы. Для замеса цементного раствора не обойтись без специальной ёмкости. При проведении масштабных работ рекомендуется воспользоваться ручной или электрической бетономешалкой.

Чтобы сделать разметку будущей дорожки, потребуется рулетка, шнур или плотная верёвка. Её длина будет зависеть от длины обрамляемой тропинки. Выставить ровно бордюры можно при помощи строительного уровня. Для ровной укладки поребриков потребуется резиновый молоток, при работе с прочными материалами допускается воспользоваться металлическим молотком весом до 0,5 кг. Для резки и обработки изделий могут понадобиться шлифовальная машина и болгарка.

В процессе укладки потребуются следующие материалы:

  • бордюры;
  • речной песок;
  • мелко- или среднефракционный щебень;
  • цемент марки М400 или М500.

После подготовки всего необходимого можно приступать к работам.

Этапы

Технология укладки бордюрного камня включает несколько шагов.

  1. В первую очередь нужно определиться с конфигурацией тропинок, их длиной и шириной. Для соблюдения точности следует использовать рулетку. Для определения границ нужно сделать разметку, поставить колышки и натянуть между ними верёвку – она будет служить главным ориентиром при проведении работ.
  2. Следующий этап – выкопка траншеи. Её глубина должна быть такой, чтобы верхний край бордюра возвышался над плиткой на 10-20 см. При этом следует учитывать, что под бордюром будет присутствовать песчано-щебневая подушка высотой 8-10 см и 3-х сантиметровый слой цементной массы. Способ выкопки траншеи определяется самостоятельно – можно выкопать узкий котлован шириной в 30 см или выбрать углубление под всю тропинку.
  3. Далее идёт выравнивание основания и укладка подушки. На утрамбованное дно траншеи нужно уложить щебень слоем 5 см, после чего разровнять материал с помощью штыковой лопаты. Полосу следует уплотнить ногами, камень засыпать тонким слоем песка (3-4 см), утрамбовать. Для более быстрого и качественного уплотнения песок рекомендовано увлажнять водой. В последнюю очередь необходимо обязательно проверить ровность поверхности, используя строительный уровень.
  4. Последний этап – укладка бордюров. Чтобы закрепить поребрики, потребуется цементный раствор. Для его приготовления щебёнка, песок, сухой цемент и вода берутся в соотношении 2 2,5:1:2 соответственно. Сначала нужно тщательно перемешать все сухие компоненты, после чего небольшими объёмами добавлять жидкость.

Укладывать бордюры можно двумя способами:

  • положить их на песчаную подушку и с боков зафиксировать раствором;
  • произвести установку на цементную массу, выложенную на основание, после чего закрепить поребрики с боков.

Более надёжным считается монтаж на раствор. Для этого нужно нанести полосу цементной массы на несколько сантиметров шире, чем ограждение. На неё устанавливается бордюр и выравнивается по верёвке и уровню. Для выравнивания положения поребрика используют киянку – пока цементный раствор не застыл, положение ограждения легко подправить. Все изделия нужно выставлять строго по натянутой верёвке. Цементный раствор следует распределять по обеим сторонам от бордюров – так камень будет надёжно зафиксирован.

После установки и выравнивания изделий производится заполнение стыков. Для этих целей нужно приготовить смесь из песка и цемента, взятых в соотношении 1:1. Ею заполняются стыки, после чего аккуратно проливаются водой. После высыхания образуется прочный и надёжный шов.

Особенности применения разных видов изделий

Он используется на протяжении столетий в различных областях:

  • в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
  • при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.

Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.

Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками

Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:

  • дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
  • магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
  • тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
  • садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
  • газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень

Изготовление бордюров своими руками: готовим бетон и заливаем формы

Для самостоятельного создания ограждений из бетонного раствора понадобится:

  • речной песок;
  • цемент;
  • пластификатор;
  • пигментная добавка (для цветного ограждения);
  • отработанное машинное масло.

Технология приготовления состоит из следующих этапов:

  1. Цемент, песок и щебень смешиваются в бетономешалке в пропорциях 1:3:4 соответственно. Сначала в бетономешалку засыпается половина порции песка и щебня, перемешивается, затем загружается цемент и полностью остатки щебня с песком. Сухая смесь переваливается в бетономешалке не менее 5 минут.
  2. Пластификатор растворяется в воде согласно инструкции и выливается в бетономешалку, затем постепенно заливается вода. Количество воды регулировать до тех пор, пока смесь не приобретет консистенцию вязкой массы.
  3. Разведенный в воде пигментный краситель добавить в раствор и перемешивать его еще в течение 5 минут.
  4. Форма для бордюров смазывается маслом — впоследствии готовое изделие будет легче вынуть.
  5. Полученный раствор заливается в форму и извлекается из нее при схватывании — по истечении не менее 2 суток.

Для повышения плотности и прочности изделий рекомендуется использовать вибростол — в формах с раствором из заливки будет удаляться весь воздух. Для бетонного раствора рекомендуется использовать цемент марок М400 или М500, так конструкция получится намного прочнее. А речной песок желательно просеять перед замешиванием, чтобы удалить примеси глины, которая может снизить прочность бетона.

Для дополнительной прочности в формы, наполовину заполненные раствором, укладывается арматура, которая затем заливается остатками раствора. Окончательно бетонное изделие наберет марочную прочность только через месяц, поэтому раньше монтировать бетонные блоки не рекомендуется.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации